Александр Дейнека – плоть от плоти социалистического реализма, что совсем не умаляет его талант художника. Он певец советской культуры со всеми ее плюсами и минусами. Каждое его полотно – наполовину плакат, что совсем не умаляет его талант художника. Он певец советской культуры со всеми ее плюсами и минусами. Каждое его полотно – наполовину плакат, кричащий «Наше дело правое…» кричащий «Наше дело правое…» Александр Александрович Дейнека ( )
Дейнека получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Октябрьские события определяют судьбу живописца - ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. Автопортрет год Акварель Автопортрет. Акварель гг.
Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании - руководит художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. Автопортрет в панаме годы Картон, масло 38x32 см Автопортрет в панаме годы Картон, масло 38x32 см гг.
В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют европейские мастера. Например, в гравюре "Эстрадный танец" (1923) без труда угадывается веяние знаменитой картины Матисса. А композиционное решение будущего первого монументального дейнековского полотна "Оборона Петрограда" (1928) перекликается с решением картины немецкого экспрессиониста Фердинанда Ходлера "Выступление йенских студентов на Освободительную войну 1813 г." Эстрадный танец 1922 год Графика Эстрадный танец 1922 год Графика Новая манера в творчестве художника
Множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта. В Донбассе 1925 год Акварель В Донбассе 1925 год Акварель «Приметы XX столетия»
Новый мир, здоровый и светлый, явственно противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, "снайперское" искусство - вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, что настало время "более графическое, чем живописное". Постановили единогласно. Рисунок для журнала «Безбожник у станка» год Иллюстрации Постановили единогласно. Рисунок для журнала «Безбожник у станка» год Иллюстрации На производстве. Женское собрание. Рисунок для журнала «Безбожник у станка» год Иллюстрации На производстве. Женское собрание. Рисунок для журнала «Безбожник у станка» год Иллюстрации Новый мир
Новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых - рисунки в детских книгах и журналах. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. В гг. Дейнека сотрудничает с детским журналом "Искорка", сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева. Иллюстрация из детской книжки А. Барто «Первое мая» год Иллюстрации Иллюстрация из детской книжки А. Барто «Первое мая» год Иллюстрации
В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов ("Дорога в Маунт- Вернон", "Филадельфия", "Вашингтон. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью- Йорк", "Париж. Набережная Сены", "Париж. В кафе", "Париж. Площадь согласия", "Парижанка", "Сен-Жермен", "Тюильри", "Стадион в Риме", "Площадь в Риме", "Юноша- негр", "Негритянский концерт", 1935, "Скука", 1936). Филадельфия 1935 год Филадельфия Путешествие за рубеж
Наступает Великая Отечественная, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. Первой значительной работой становится "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941). Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека был потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. Вернувшись, художник создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942). Великая Отечественная война Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года 1941 г Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года 1941 г Оборона Севастополя 1942 г.
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. Рыбачки", 1956, "Москва военная", "В Севастополе", 1959), продолжает заниматься украшением залов. У моря г У моря г Послевоенный период
12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Несколько работ Дейнеки вошли в собрание Института русского реалистического искусства (ИРРИ). Памятник Александру Дейнеке в Курске Памятник Александру Дейнеке в Курске Память о художнике
Мать
Баскетбол
В Севастополе
Девочка у окна. Зима. 1931
Вратарь. 1934
Девушки в выходные дни
Оборона Севастополя г.
Раздолье. 1944
Презентацию подготовила учитель ИЗО, МХК, технологии ГБОУ СОШ 800 Купцова Ольга Анатольевна г. Москва