Афанасий Фет родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска, в родовом имении отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.
Афанасий Неофитович был военным, участвовал в войне с Наполеоном, ушел в отставку в звании ротмистра и стал служить на гражданском поприще ( избирался на должность мценского уездного предводителя дворянства).
Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье. Шеншин был ее вторым мужем. До 1820г. жила в Дармштадте, в Германии.
В доме отца Афанасий прожил до 14 лет. По совету В.А.Жуковского, друга отца, юношу отправили учиться в г. Вееро в пансион Крюммера.
В 1837г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в частном пансионе Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора журнала «Москвитянин». В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета Н.В. Гоголь сказал : «Это несомненное дарование»
С 1838г. по 1844г А.Фет учился на словесном факультете Московского университета. Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие известные поэты Аполлон Григорьев, Яков Полонский, философ и историк Сергей Соловьев. Аполлон Григорьев Сергей Соловьев
В 1840г. Вышел первый сборник стихов Афанасия Фета «Лирический пантеон». В.Г.Белинский писал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее Фет ».
«Лирический пантеон»- книга во многом ученическая. В ней заметно влияние русских и западно-европейских поэтов: Пушкина, Жуковского, Гете, Шиллера, древнеримского поэта Горация.В сборнике предпочтение отдавалось двум жанрам: балладе и жанру антологических стихов(близких к античным). С середины 1842г. стихи Фета печатались в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».
21 апреля 1845г. Фет был принят унтер-офицером в кавалерийский полк.
В 1850г. Выходит второй сборник стихов А.Фета, в который вошли оригинальные стихи, вызвавшие много споров, и переводы стихов немецких поэтов. Г. Гейне И.В. Гете
В 1853г. Фета переводят в гвардию. Гвардейский полк расквартирован вблизи Петербурга. Поэт знакомится с Н.А.Некрасовым, И.И.Панаевым, И.С.Тургеневым, А.В.Дружининым, В.П.Боткиным, И.А.Гончаровым
И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов редактировали 3-ий сборник стихов Фета.
В 1857г. А.А.Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре своих друзей В.П.Боткина и С.П.Боткина. С.А.Толстая писала о ней: «Это была женщина удивительно милая и симпатичная. Не будучи красивой, она была привлекательна своим добродушием и простотой. Характер у нее был прелестный. Мужа своего она очень любила, ходила за ним, как нянька».
В 1859г. произошел разрыв А.Фета с журналом «Современник» после резко критической статьи о фетовском переводе Шекспира. М.Е.Салтыков-Щедрин в 1863г.написал статью «Стихотворения А.А.Фета»
«Если при всей своей искренности, при всей легкости,с которой покоряет поэт сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться долею второстепенного поэта, то причина этого заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г.Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.Для современного человека процесс любви уже не представляет достаточного разнообразия».
Д.И. Писарев ставит Фета рядом с Я.Полонским, Меем, Бенедиктовым, которых относит к поэтам «чистого искусства». Обращаясь к ним, Писарев писал: «Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями гораздо шире и поважнее ваших любовных похождений».
В 1860г. Фет осуществляет свою мечту и приобретает имение на юге Мценского уезда, а в 11877г. Покупает новое имение-Воробьевку.
Рабочий кабинет Гостеприимный дом
В последние годы жизни Фет был особенно дружен с Л.Н.Толстым.
Последний сборник стихов Фета «Вечерние огни» состоял из четырех выпусков. Первый вышел из печати в 1883г. Второй-в 1885г. Третий-в 1889г. Четвертый – за год до смерти, в 1891г. Редактором сборника был Владимир Сергеевич Соловьев, поэт-символист, сын философа Сергея Соловьева.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860-х начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды.
«Завтрак в саду» «Вокзал Сен-Лазар» «Дама в саду» Клод Моне
Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями. Под влиянием импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь в России). В скульптуре импрессионизм наиболее ярко проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П. Трубецкого и А.С. Голубкиной в России.
Константин Коровин
И. Грабарь «Февральская лазурь»
В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение впечатления непосредственного, мимолетного, изменчивого как основного средства в передаче предмета, события, переживания) свойственны прозе братьев Ж. и Э. Гонкуров, К. Гамсуна, поэзии И. Анненского и К. Бальмонта.
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич ( ) АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович ( )
Название Фоно- семантика Ориентация на кодирование Ритмич- ность Ср. длина слова Доля высоких звуков Золотое сечение 1 Шепот, робкое Зловещий темный ЖесткаяВ1В1 2,2361,6%Милого 2 Весна на двореЗПН 2 СН 3 В1,9458,9%Тает 3 Есть ночи зимней блеск ЗПНСНВ1,9664,1% Безоблач ных 4 Облаком волнистым ЗПНСНВ1,8352,2скачет 5 Не тем господь могуч, непостижим Медли- тельный СНВ1,9861,0 Мгновен ный 1 В – высокая ритмичность 2 СН – текст суггестивно-нейтральный 3 ЗПН – значимых признаков нет Анализ поэзии Фета средствами программы Диатон
Название Фоно- семантика Ориентация на кодирование Ритмич- ность Ср. длина слова Доля высоких звуков Золотое сечение 6 Я пришел к тебе с приветом Зловещий, тихий ОнЖК 4 В1,9063,4% Пришел я снова 7 Alter egoЯркийСН В1,7761,8% Тем свежей 8 Сияла ночь ЗПНСН В1,6958,5% Слышу вновь 9 Я тебе ничего Тихий, темный СН В1,7366,3% И я слышу 10 Зреет рожьЗПНСН В2,0460,1% День объятия 4 ОнЖК – ориентация на жесткое кодирование Анализ поэзии Фета средствами программы Диатон (продолжение)
Шепот, робкое дыханье Сияла ночь Весна на дворе Зреет рожь Есть ночи зимней блеск Облаком волнистым Не тем господь могуч Я пришел к тебе с приветом Alter ego Я тебе ничего Цветовые ассоциации поэзии А.А. Фета
Система образов 1.Солнце встало, горячим светом по листам затрепетало Лес проснулся Каждой (веткой, птицей) Весенней полон жаждой Я пришел к тебе с приветом рассказать, что С той же страстью Душа счастью и тебе Служить готова Отовсюду Весельем веет, Песня зреет 2 3 4
Зреет рожь над жаркой нивой… СуществГлаголПрилаг.НаречиеПричастие 1 Рожь, Нива Ветер переливы Зреет гонит Жаркий, Прихотливый, золотые 2 Месяц, очи, день, ночь, область, объятия смотрит, минул, раскинул Робко, широко изумлен 3 Жатва, хлеб, закат, восток, миг, небо, око смежаетБезбрежныйогнедыша щее
Не тем, господь, могуч, непостижим… СуществитГлаголПрилаг.Причаст ( дееприч) Местоим 1Господь, сознанье, день, серафим, шар, мирозданье зажегМогуч, непостижим, звездный, светлый, громадный мятущимсяТем, ты, моим, твой 2Мертвец, лицо, законы, луч, пыл, столетье, Повелел, блюсти, пробуждать живительныйПылающим, храня, Он, твои, свой Грудь, серафим, огонь, вселенная ношумогуч, непостижим, бессильные мгновенный, сильней, ярче Ты, мне, я Добыча, суета, игралище, непостоянство, время, пространство знатьВечен, вездесущ, Я, её, мне, он, ты
Подготовила презентацию ученица 10 «Б» класса Кабанец Виктория. Учитель литературы Мельникова Валентина Александровна