Опыты в сельской школе (Саквояж занимательных опытов) Ермакова Мира Владимировна учитель физики МОУ «ООШ хутора Малая Скатовка Саратовского района Саратовской области»
«Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет». Соловейчик
Занимательные опыты Занимательные опыты повышают интерес к физике и способствуют её лучшему усвоению. Опыты проводим на простых самодельных приборах, которые легко сделать в домашних условиях.
Домашние опыты и наблюдения Многие исследования, которые в классе по разным причинам выполнить нельзя, предлагаю в качестве домашнего задания.
Водяной подсвечник Возьмите свечу. На нижнем конце закрепите небольшой грузик и опустите в стеклянную банку с водой. Зажгите свечу. Как долго будет гореть свеча? Свеча может гореть почти до конца. Ученики должны объяснить это явление на основе знаний о плавании тел.
Все тела состоят из молекул Взять 10 кусков сахара-рафинада. При помощи измерительной ленты измерить их объём. В два сосуда налить холодную и горячую воду, положить сахар. Полностью растворить сахар, измерить объём поднявшейся воды. Получили ли вы разницу в измерениях? Почему? Где сахар растворился быстрее? Вопрос-проблема к теме «Строение вещества».
Скорость диффузии Возьмите два сосуда с горячей и холодной водой. Опустите несколько кристалликов перманганата калия. Наблюдайте за изменением границы окрашенной и неокрашенной жидкости. Как быстро перемещается граница? Измерьте границы через равные промежутки времени.
Как достать монетку из воды и не замочить руки? Такую проблему ставлю в 7 классе перед изучением темы «Атмосферное давление». Почему вода в стакане? После опыта знакомлю с темой. Дети восторгаются опытом.
Применение шприцов В школе нет султанчиков. Из шприцов, фольги от шоколада изготовила их и демонстрирую на уроках. Детям нравится.
Опыт, который показывает работу печки. Около трубки меньшей высоты огонь свечки отклонялся меньше, чем около трубки более высокой. Тяга усиливается при увеличении высоты трубы.
Источники тока Картофель Раствор соли Монеты СССР
Монеты СССР – источники тока Взять монеты СССР «5 – копеек и 20 – копеек» и между ними положить салфетку, смоченную раствором соли. Плотно сжать. Источник готов!
Самодельные приборы Изготовление самодельных приборов имеет особенно большое значение для сельских школ с недостаточным оборудованием в физических кабинетах.
Опыт с маятником Максвелла Если накрутить на ось нить, тогда поднимается диск прибора. Этот диск будет обладать некоторой потенциальной энергией. Если накрутить на ось нить, тогда поднимается диск прибора. Этот диск будет обладать некоторой потенциальной энергией. Если его отпустить, то он, вращаясь, начнет падать и при этом потенциальная энергия диска уменьшается, но вместе с тем возрастает кинетическая энергия. Если его отпустить, то он, вращаясь, начнет падать и при этом потенциальная энергия диска уменьшается, но вместе с тем возрастает кинетическая энергия.
Опыт с маятником Максвелла В конце падения диск обладает запасом кинетической энергии, и поэтому он может подняться почти до прежней высоты, поднявшись вверх, он снова падает, а затем снова поднимается до тех пор, пока диск не остановится, а кинетическая и потенциальная энергии не будут равны нулю. В конце падения диск обладает запасом кинетической энергии, и поэтому он может подняться почти до прежней высоты, поднявшись вверх, он снова падает, а затем снова поднимается до тех пор, пока диск не остановится, а кинетическая и потенциальная энергии не будут равны нулю.
Демонстрация закона сохранения механической энергии
Когда банка вращается, грузик висит вертикально и резина закручивается, кинетическая энергия банки переходит в потенциальную энергию закручивания резины и банка останавливается, после чего резина начинает раскручиваться и приводит в движение банку. Когда банка вращается, грузик висит вертикально и резина закручивается, кинетическая энергия банки переходит в потенциальную энергию закручивания резины и банка останавливается, после чего резина начинает раскручиваться и приводит в движение банку.
Демонстрация закона сохранения импульса
Отводим в сторону левый шар и отпускаем. После столкновения шаров левый шар остановился, второй, третий, четвёртый шары останутся на месте, а крайний правый шар придёт в движение. Отводим в сторону левый шар и отпускаем. После столкновения шаров левый шар остановился, второй, третий, четвёртый шары останутся на месте, а крайний правый шар придёт в движение. Высота, на которую поднимется крайний правый шар, совпадает с той, на которую до этого был отклонён левый шар. Высота, на которую поднимется крайний правый шар, совпадает с той, на которую до этого был отклонён левый шар.
Демонстрация первого закона Ньютона
На плоском чёрном листе фанеры, лежащем на столе, помещаем лекало. Шарику, покрытому мелом, дают толчок с тем расчётом, чтобы он по касательной ударился в борт лекала. Вследствие противодействия борта лекала, шарик меняет направление движения.
Демонстрация различной теплопроводности металлов Вилка теплопроводности сделана из двух проволок одинаковой толщины: железной и алюминиевой. У деревянной теплоизолирующей ручки проволоки скручены вместе, а дальше разведены в противоположные стороны по прямой.
Самодельные приборы
Демонстрация сложения двух колебательных движений частички Прибор состоит из вертикального чёрного щита с тремя отвесно расположенными стержнями, по которым скользят тяжелые шарики.
Демонстрация превращения внутренней энергии пара в механическую энергию Прибор состоит из: 1. Тележки (от игрушечной машинки) 2. Короба для сухого спирта 3. Пробирки с держателем и пробкой. В пробирку наливается немного воды. Вода нагревается до кипения. Пар расширяясь, выталкивает пробку. Тележка начинает двигаться.
Самодельные приборы Все приборы выполнены учащимися при помощи родителей. Приборы позволяют учителю безупречно проводить с ними опыты. Ученики с удовольствием выполняют простые опыты и наблюдения в домашних условиях, проводят фото и видеосъемку, а потом эти материалы я включаю в свои уроки.
Используемые ресурсы 1.А.И. Глазырин, Самодельные приборы по физике, Москва, 1953 г. 2.Л.А. Греев, Занимательные опыты по физике, Москва, 1985 г. 3.М.Г. Ковтунович, Домашний эксперимент по физике, Челябинск, 1995 г. 5.В.П. Синичкин, О.П. Синичкина, Внеклассная работа по физике, Саратов, «Лицей»,2002 г. 4.Ю.В. Щербакова, Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях, Москва, «Глобус», 2008 г. 6. Использованные фотографии: авторские.
Спасибо за внимание!