Филологический анализ текста Колесникова Е.В. учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Ю.Лермонтов «Тучи»
Advertisements

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814Г. – 1841Г.) ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР,6Б КЛАСС Стихотворение «Тучи»
Что такое имя прилагательное? Ответ: имя прилагательное это – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кадетская школа г.Барнаула Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Урок литературы,5 класс, УМК Т. Ф.Курдюмовой.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Вольнолюбивые мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Парус», «Тучи»
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо,
Юрий Петрович, отец Мария Михайловна, мать Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА 10 класс Ф.М.ТЮТЧЕВ SILENTIUM «SILENTIUM!» 8 класс А.С.ПУШКИН«ПРОРОК»
Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Утес». 6 класс (Обучение анализу стихотворения) Презентацию подготовила Шовкомуд Татьяна.
Михаил Юрьевич Лермонтов М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве. Это самый ранний портрет Миши. На нем ему около 3-х лет.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Жизнь М.Ю.Лермонтова была короткой, яркой и трагической, может быть, поэтому в его стихах столько боли и обиды. Мать поэта умерла, когда ему не было еще.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Значение литературы в жизни человека. Подготовила учитель литературы Кутузова Ирина Александровна. Кутузова Ирина Александровна.
Презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему: Сочинение-этюд "На что похожи облака и тучки"
ТЕМА: ЦЕЛИ: 1.Н а основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи. 2.Р.
Тема : М. Ю. Лермонтов. Анализ стихотворений « Тучи », « Утёс » Автор Бут Наталья Александровна, учитель МОУ « Вейделевская СОШ » п. Вейделевка Белгородской.
ТЕМА: ЦЕЛИ: 1. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи. 2. Развивать.
Отец - капитан в отставке Юрий Петрович ( ) Мать – Мария Михайловна ( ).
«Анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы как способ формирования коммуникативной компетенции». Калинина Валентина Ивановна.
Транксрипт:

Филологический анализ текста Колесникова Е.В. учитель русского языка и литературы

- рассматривает текст как явление культуры, предполагает внимание к широкому литературному и социально-историческому контексту эпохи; - отражает интерес к языковым средствам как форме выражения мыслей и чувств автора в разных сферах общения; - направлен на изучение языковой личности, «стоящей за текстом», её стиля и взгляда на мир; - предполагает преимущественный интерес к слову; - имеет целью показ культурологической ценности текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответствие замыслу автора. Филологический анализ текста

Лингвистический поуровневый анализ; Стилистический анализ (усиливает функциональный аспект рассмотрения языковых средств в системе текста на фоне узуса – общепринятых закономерностей использования языковых единиц; рассматривает и экстралингвистические факторы); Литературоведческий анализ (рассматривает текст как отражение особенностей определённой литературной школы и направления, творческого метода, идиостиля автора). Филологический анализ текста

ЯКМ текст ЯКМ автора чит. Соотношение языковых картин мира автора и читателя

Лексические и фразеологические архаизмы и фразеологизмы; Непонятные факты поэтической символики; Устаревшие и окказиональные перифразы; Диалектизмы, профессионализмы, арготизмы, термины; Индивидуально-авторские новообразования в сфере семантики, словообразования, сочетаемости; Ключевые слова; Устаревшие или ненормативные факты в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Лингвистический анализ художественного текста (по Н.М. Шанскому)

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную Что же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. М.Ю. Лермонтов. Тучи

Время написания произведения и обстоятельства, сопутствующие ему. Место данного произведения в творчестве поэта. Жанровые особенности. Идейно-тематическое своеобразие. Особенности композиции. Эмоциональная тональность текста. Литературоведческий анализ

Изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств и черт, характеризующих принадлежность текста к определённому стилю и жанру Стилистический анализ текста

1) Определение темы, идеи, системы образов, эмоциональной тональности с указанием языковых средств, отражающих данные характеристики. 2) Выявление особенностей языковой организации текста (на лексическом, фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях). Лингвистический анализ текста

Место произведения в творчестве поэта; Освещение жанровых и тематических особенностей текста; Определение идеи произведения; Описание эмоциональной тональности; Ритмика. Стихотворный размер, особенности рифм; Описание художественных приёмов и их роли; Рассмотрение языковых средств в их соотнесённости с языковым строем. Лингво-поэтический разбор текста

Я живу, как кукушка в часах. Не завидую птицам в лесах. Заведут – и кукую. Знаешь, долю такую Лишь врагу Пожелать я могу. Анна Ахматова ***