«Осенняя пора,очей очарованье…» (Материалы к уроку по творчеству А.С.Пушкина)
( Каждому старшекласснику ответ на вопрос, почему А.С. Пушкин любил осень, казалось бы, давно известен: в эту пору года он чувствовал себя легко и радостно, переживал творческий подъём. О своём эмоциональном состоянии и о том, как в его душе пробуждается поэзия, Александр Сергеевич и рассказал в стихотворении Осень (Отрывок).
«Как грустно мне твоё явленье, весна, весна, пора любви…»
«Ах, лето красное, любил бы я тебя,когда б не пыль, жара, да комары, да мухи…»
Чтобы быть лучше понятым, поэт сначала объясняет, почему он не любит весну, зиму и лето; объяснение выдержано в шутливом тоне, но сквозь шутку просвечивают серьёзные заявления. Рассматривая их, необходимо помнить, что в стихотворении речь идёт не об отношении героя к временам года, а об их (то есть героя и времён года) взаимоотношениях, анализируются реакции героя на обстоятельства весны, зимы, лета и осени (условно говоря, рассматриваются ситуации весны, зимы, лета, осени).
Как известно, поэты обычно рифмуют важные по смыслу слова. Здесь зарифмованы весны–стеснены. Стеснять – значит угнетать, препятствовать; если же речь идёт о человеке, то – неволить, принуждать, лишать свободы действия. В стихотворении сказано, что весна (весна в данном случае участник ситуации, действующий персонаж) стесняет чувства и ум героя, следовательно, препятствует его духовной деятельности. Как поэт он не может творить в полную меру своих возможностей.
Зимой вместо весенних вони и грязи – чистые, душистые снега, укатанная дорога, по которой в присутствии луны как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен. Главное опять-таки выражено рифмовкой слов доволен– волен. Более доволен, потому что более волен. Словами лёгкий, бег, быстр, волен передано ощущение свободы движения По существу, о том же сказано и в первой половине следующей, третьей строфы: Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих,ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?
Зимнее однообразие герою надоедает, но главное, с его точки зрения, состоит в том, что зимой пространство и возможность действия тоже ограничены. Нередко приходится даже киснуть за стёклами двойными. Слово двойными подразумевает замкнутое пространство, а киснуть в применении к человеку означает долго находиться в одном положении, в бездействии. Не случайно возникает образ медведя в берлоге
Далее в стихотворении говорится об осени. Она, во-первых, мила герою красою тихою, блистающей смиренно. Весна, зима, лето – отрицательно активны: они стесняют движение, чувства, ум, губят душевные способности. Красота же поздней осени – тиха и смиренна, то есть спокойна, ровна, добра. Поэтому о ней и сказано: Из годовых времён я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной... Доброта – ещё не главное достоинство осени; в ней много доброго, но герой-поэт нашёл в ней нечто более ценное, и нашёл мечтою своенравной. Что же такое это нечто?
Как всем известно, поэт осенью расцветает вновь: он чувствует любовь к привычкам бытия, к проявлениям обычного земного человеческого существования: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят – я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн... В реальной жизни поэта свободы не было. Свобода была его мечтой. Вот почему нечто (свободу) он нашёл в осени мечтою своенравной, упрямой и выражающей сокровенную суть его души, её самостоятельность и своеобычность.
Свою презентацию представляла учитель русского языка и литературы средней школы68 города Владивостока Апряткина Изабелла Анатольевна