Теоретические сведения
На четырех на бронзовых своих Широких ножках, вроде львиных лап, Четырнадцатистрочный прочный стих Стоит в веках – и сдвинулся хотя б! Новелла Матвеева
Сонет – итальянская форма стихотворения из 14 строк, построенная по строгой строфической схеме. ПРИЗНАКИ СОНЕТА: стабильный объем (14 строк); четкое членение на 4 строфы (2 четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета); устойчивая система рифмовки (abab, abba – в катренах; ccd, сdc и др. в терцетах); постоянный размер (русская, немецкая, голландская, скандинавская поэзия – 5 или 6-стопный ямб; 5-стопный ямб – в английской; 11-сложный стих в Италии, Испании, Португалии; 12-сложный – во Франции).
Внутренняя композиция сонета 1 катрен – экспозиция, в нем утверждается основная тема стихотворения. 2 катрен – развитие темы, высказанной в первом катрене. 1 терцет – намечается развязка. 2 терцет – быстрое завершение развязки. Сонетный замок – заключительная строчка сонета, самая сильная по мысли и образности.
Когда в ее обличии проходит Сама Любовь меж сверстниц молодых, Растет мой жар, - чем ярче жен других Она красой победной превосходит. Мечта, тот миг благословляя, бродит Близ мест, где цвел эдем очей моих. Душе скажу: "Блаженство встреч таких Достойною ль, душа, тебя находит? Влюбленных дум полет предначертан К Верховному, ея внушеньем, Благу. Чувств низменных - тебе ль ласкать обман? Она идти к пределу горних стран Прямой стезей дала тебе отвагу: Надейся ж, верь и пей живую влагу". Петрарка
Вариации сонетного канона На основе сонета построен ряд производных и усложнённых форм: «венок сонетов», состоящий из 15 сонетов, связанных друг с другом по определённой схеме; «онегинская строфа»представляющая собой сонет английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах; «опрокинутый сонет», в котором терцеты не следуют за катренами, а предшествуют им; «хвостатый сонет», в котором к произведению добавляется ещё один или несколько терцетов или дополнительная строка; «половинный сонет», состоящий из 1 катрена и 1 терцета; «безголовый сонет», в нем отсутствует первый катрен; «сплошной сонет», написанный на двух рифмах; «хромой сонет», с укороченными четвёртыми стихами в катренах