исследовательская работа Авторы: Мишина Полина 6 класс «А» Попов Алексей 6 класс «А» Руководитель: учитель музыки первой категории Смирнов Василий Борисович Авторы: Мишина Полина 6 класс «А» Попов Алексей 6 класс «А» Руководитель: учитель музыки первой категории Смирнов Василий Борисович
Цель исследования: Показать и рассказать о сущности и значении казахского музыкального инструмента домбра, о музыкальной культуре казахского народа. Гипотеза: Мы предположили, что ребята не совсем хорошо знают о казахском народном инструменте домбра. Что она занимает важное место в истории казахского музыкального искусства. Что учащиеся не знают о тесной связи музыки с жизнью, преемственности народного творчества с древности до наших дней; уважения и любви к народной музыке, являющейся основной развития музыкального искусства Казахстана. Настоящий проект является основной формой организации музыкального обучения школьников. Цель исследования: Показать и рассказать о сущности и значении казахского музыкального инструмента домбра, о музыкальной культуре казахского народа. Гипотеза: Мы предположили, что ребята не совсем хорошо знают о казахском народном инструменте домбра. Что она занимает важное место в истории казахского музыкального искусства. Что учащиеся не знают о тесной связи музыки с жизнью, преемственности народного творчества с древности до наших дней; уважения и любви к народной музыке, являющейся основной развития музыкального искусства Казахстана. Настоящий проект является основной формой организации музыкального обучения школьников.
Этапы, процедуры исследования: 1 этап – Проведение анкетирования 2 этап – Диагностика (результативно-сравнительный анализ). 3 этап – знакомство учащихся с казахским народным инструментом и музыкальной культурой Казахстана. Методика эксперимента: Анкетирование, исследование, работа с источниками информации, анализ, эксперимент. Этапы, процедуры исследования: 1 этап – Проведение анкетирования 2 этап – Диагностика (результативно-сравнительный анализ). 3 этап – знакомство учащихся с казахским народным инструментом и музыкальной культурой Казахстана. Методика эксперимента: Анкетирование, исследование, работа с источниками информации, анализ, эксперимент.
Новизна исследования и степень самостоятельности: В своем проекте мы применяли методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности, использовали творческий метод познания ценностей и культуры казахского народа. Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте мы вместе с учащимися выполняем общее дело: изучая культуры казахского народа. Знания, которые получили ребята из нашего проекта, всегда им помогут в жизни. Новизна исследования и степень самостоятельности: В своем проекте мы применяли методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности, использовали творческий метод познания ценностей и культуры казахского народа. Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте мы вместе с учащимися выполняем общее дело: изучая культуры казахского народа. Знания, которые получили ребята из нашего проекта, всегда им помогут в жизни.
Результаты работы и выводы: Мы считаем, что наша работа над проектом не была бессмысленной, так как донесли до учащихся все, что выяснили в ходе своего исследования о культуре Казахстана и о значении такого великого казахского народного инструмента – домбра. Области практического использования результатов: Этот проект можно использовать на уроках музыки в общеобразовательной школе, на уроках музыкальная литература в детской музыкальной школе, а так же при проведении внеклассной работы в детских учреждениях. Результаты работы и выводы: Мы считаем, что наша работа над проектом не была бессмысленной, так как донесли до учащихся все, что выяснили в ходе своего исследования о культуре Казахстана и о значении такого великого казахского народного инструмента – домбра. Области практического использования результатов: Этот проект можно использовать на уроках музыки в общеобразовательной школе, на уроках музыкальная литература в детской музыкальной школе, а так же при проведении внеклассной работы в детских учреждениях.
доктор философских наук Аязбекова Сабина Шариповна доктор философских наук Аязбекова Сабина Шариповна
Важное место в жизни казахов принадлежит музыке, что объясняется особенностью той цивилизации, к которой относится эта древняя народность.
Мы хотим, чтобы молодежь стала патриотом живого исполнения на нашем исконно народном инструменте – домбре.
Домбра моя! Крик души! Ты – лучшее, чем я жил, Ты – грусть, ты – радость моя, источник надежд и сил. Домбра моя! Крик души! Ты – лучшее, чем я жил, Ты – грусть, ты – радость моя, источник надежд и сил.
Сегодня мы живем в мире современных технологий, и напоминание людям об их корнях очень часто рассматривается как некое чудачество.
Игры на компьютере Всемирная сеть интернет
Мало кто идет в музыкальные школы обучаться игре на домбре
Мы провели анкетирование среди учащихся среднего звена школы
В результате анкетирования, мы выяснили, что ребята не все хорошо знают культуру Казахстана.
Мы занялись исследовательской работой
Подготовили эскизы буклета о домбре
Вручили буклеты ребятам, чтоб они могли рассказать родным и близким о домбре, тем самым популяризовать этот инструмент.
Слушали с большим удовольствием и отнеслись с глубоким пониманием к культуре Казахстана.
Были желающие подержать в руках домбру, даже пробовали играть на ней.
Домбра казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент.
Казахский народный музыкант и композитор Курмангазы
В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра
В таджикской культуре - думрак, в узбекской культуре - думбыра, дум брак, похожий по форме дутар
В киргизской культуре - комуз
В туркменской культуре - дутар, баш, думбыра, в башкирской культуре - думбыра
В турецкой культуре - саз.
Высоко в горах на плато (жайлау) этнограф Жагда Бабалыкулы этнограф Жагда Бабалыкулы
Наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырех танцующих человек в разных позах
По исследованиям известного археолога Кемеля Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Музей народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы
Во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов
Существуют много видов казахских домбр: - кос iшектi (двухструнная); - yш iшектi (трехструнная); - кен шанакты (широко корпусная); - аша, екi жакты (двухсторонняя); - iii iшектi (подгрифная); - кyыс мойын (с полым грифом); - шiнлкiлдек;
О домбре и её происхождении существуют легенды
К 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество.
Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее. И мы надеемся, что наш проект будет очень полезен среди школьной аудитории и за ее пределами.
Наша гипотеза подтвердилась: Теперь ребята нашей школы знают, что домбра - это неотъемлемая часть казахского народа