Знакомство с блюзом Составила: Медведева Е.В., учитель информатики, музыки. 1 квалификационная категория. МБОУ «Инкинская СОШ»
Блюз – это жанр музыки, оформившийся в конце 19-го – начале 20-го веков в США на основе ритмов лирических песен афроамериканцев. Сам термин произошел в 1895 году от английского слова «blues», которое, скорее всего, является сокращением выражения «blue devils» и переводится примерно как «депрессия», «уныние», «тоска».
Блюз представляет собой симбиоз нескольких музыкальных жанров, популярных среди афроамериканцев. Их музыка – это традиционные песни, сопровождающие работу на плантациях, типичные ритуальные песни некоторых религиозных культов, привезенные ими из Африки, популярные баллады и шунты, христианские песни афроамериканцев спиричуэлс. Элементы этих музыкальных форм стали основой для появления нового жанра – блюза. Позже он станет одним из самых значимых достояний культуры афроамериканцев 20-го века, ставшим неотъемлемой частью мировой музыки.
Зарождение блюза Первые истоки возникновения блюза прослеживаются еще с эпохи рабовладельческого строя, когда на открытый Колумбом новый континент массово завозится рабочая сила из стран Африки. Сложные условия жизни, работы и общественного устройства той эпохи находили свое отражение в песенном творчестве афроамериканцев. Всем музыкальным формам афроамериканцев характерны этнические особенности: яркое звучание ударных инструментов и характерный вокал с религиозно- вокальной нагрузкой. Так, путем взаимодействия народных африканских мотивов, западных течений и социальной проблематики афроамериканцев на юго-востоке США зародился блюз.
Виды блюза Сельский блюз Харп-блюз Техасский блюз Электро-блюз Вест-сайд блюз Вест-кост блюз Дельта-блюз Чикагский блюз Свомп-блюз Ритм-энд-блюз Соул Фанк Современный ритм-н-блюз Нью-джек-свинг
Сельский ( country ) блюз Сельский (кантри) блюз - архаический акустический блюз, основанный на сельском музыкальном фольклоре чернокожего населения США, в отличие от классического блюза, имевшего преимущественно городское бытование и поэтому называвшегося также биг-сити-блюзом.
Харп блюз Харп блюз – музыка, где инструментом является губная гармошка, которая прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами. Этот вид стал основоположником техасского блюза.
Техасский блюз Техасский блюз включает в себя целый ряд стилевых вариаций и обладает долгой славной историей. Впервые блюз Техаса возник в середине 20-х в качестве одного из первых гитарных стилей блюза.
Электро блюз Electric blues, или, по-русски, электронный блюз (электро-блюз) является жанром музыки, отличительными чертами которого можно назвать следующие элементы. В качестве инструментального наполнения присутствуют бас и электрогитары, ударные, и даже губная гармоника, саксофон и фортепиано. В отношении эффектов: упор на амплификацию (усиление) гитар. Жанр начал развиваться в ые в Чикаго, а уже в 40-ые громко заявил о свое самостоятельности.
Вест сайд блюз Вест сайд блюз – новое направление в Чикагском блюзе для которого характерен резкий отрывистый звук гитары, более сложная мелодия и часто солирующая наравне с голосом гитара.
Вест – кост блюз БЛЮЗ ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ (WEST COAST BLUES) В наибольшей степени вдохновлённое фортепианным стилем и джазом, нежели любой другой жанр блюза, это направление в действительности может быть названо калифорнийским блюзом, поскольку именно в этом штате добились популярности все основные представители блюза Западного побережья.
Дельта блюз Дельта-блюз происходит из южной части Миссисипи – местности, романтично названной "местом, где был рождён блюз". Он стал первым гитарным стилем чёрной музыки, записанным на фонограф ещё в конце 20-х годов XX века. Несмотря на то, что многие из исполнителей дельта-блюза играли вживую в составе струнных ансамблей, лишь единицы записывали свою музыку в этом звучании.
Чикагский блюз Стиль, который в наши дни называется "классическим чикагским блюзом", сформировался в конце 40-х – начале 50-х годов, когда блюз Дельты был усилен электрическими инструментами и адаптирован к исполнению малым составом. Добавив к основным инструментам (гитаре и губной гармонике) ударные, бас-гитару и фортепиано (иногда и саксофоны), чикагский стиль сформировал тот инструментальный состав, который теперь известен как стандартный блюз-бэнд.
Свомп - блюз Свомп-блюз (Болотный блюз, англ. Swamp blues) музыкальный жанр, возникший в х годах на основе луизианского блюза, во многом развивавшегося под влиянием кейджн и зайдеко, музыки темнокожих креолов штата. Основными характеристиками свомп- блюза были относительная жизнерадостность, расслабленность, тягучий, замедленный ритм.
Ритм-энд-блюз Ритм-н-блюз, или ритм-энд-блюз (от англ. Rhythm & Blues, сокр. R&B ритм и блюз) музыкальный стиль песенно- танцевального жанра. Изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях х годов. Ритм-н-блюз был очень популярен в молодёжной среде х годов, и, вместе с кантри, способствовал появлению рок-н-ролла.
Соул СОУЛ (англ. soul - душа), негритянская музыка, связанная с блюзовой традицией. Для нее характерна ориентация на традиции блюза и афро- американского фольклора.
Фанк Фанк (англ. funk) одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также стиль танца под эту музыку. Формирование франка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Larry Graham часто приписывают изобретение «ударной техники игры на басу» слип, который стал отличительным элементом франка.
Современный ритм-н-блюз Современный ритм-н-блюз (англ. Contemporary R&B) музыкальный жанр, особенно популярный в США, настоящее положение которого было задано с 1940-х годов музыкой в стиле R&B. Несмотря на то, что сокращение «R&B» производит ассоциации с традиционной музыкой в стиле ритм-энд-блюз, сегодня эта аббревиатура используется чаще для определения стиля афроамериканской музыки, появившегося после диско в 80-х. Этот новый стиль сочетает в себе элементы соула, франка, танцевальной музыки и в результате появления течения нью-джек- свинг в конце 1980-х хип-хопа.
Нью – джек - свинг Нью-джек-свинг (new jack swing) или свинг бит (swingbeat) гибрид соула, франка и хип-хопа, возникший в конце 1980-х г. В отличие от традиционного ритм-энд-блюза, нью-джек- свинг характеризуется более чёткой ритм-секцией также, как и в оригинальном хип-хопе, заимствованной из франка, но менее синкопированной, то есть с практически ровным чётким ритмом. В стиле очень часто используются соул- распевки. Читка, как правило, мягкая. Содержание песен лирическое или франков- позитивное.
Спасибо за внимание!
Список литературы: html html %2F09%2Fblues.jpg&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-653-pd-1-wp- 16x9_1366x768&_= &viewport=wide&p=1&text=%D0%91%D0%BB%D1%8E %D0%B7%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreas k=1&pos=52&rpt=simage&lr=67