«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие! Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания.» М.В.Ломоносов
О чем пойдет речь сегодня на уроке? ЧТО ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ? О КАКИХ ВЕЩЕСТВАХ ИДЕТ РЕЧЬ? Около 50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, принявших напиток, содержащий одно из веществ, относящихся к этому классу. Несчастные случаи, связанные с этим веществом – первая причина смертности среди подростков.
СПИРТЫ (аканолы, алкоголи)
Цель: Сформировать знания о новом классе органических веществ: спиртах.
План действий: - Рассмотреть строение спиртов. - Выяснить классификацию спиртов. - Научиться называть спирты. - Рассмотреть изомерию спиртов. - Выяснить какие физические свойства характерны для спиртов. - Разобрать физиологическое влияние спиртов на организм человека.
Задания по группам: - 1-я группа: разобрать строение спиртов. - 2-я группа: изучить классификацию спиртов. - 3-я группа: рассмотреть номенклатуру спиртов. - 4-я группа: рассмотреть изомерию спиртов.
Организация работы: Группа: Работает над своим вопросом; Работает над своим вопросом; Готовит ответ у доски по своему вопросу (время – 5 минут);Готовит ответ у доски по своему вопросу (время – 5 минут); Внимательно слушает объяснение других групп;Внимательно слушает объяснение других групп; Делает записи в тетради;Делает записи в тетради; Участвует в обсуждении ответа других групп.Участвует в обсуждении ответа других групп.
СПИРТЫ R-OH С n H 2n+1 OH H H C O H H
СПИРТЫ По характеру углеводородного радикала По числу гидроксильных групп Пре- дель - ные Не- пре- дель- ные Аро- матич еские Одно- атом- ные Мно- гоатом- ные
Закрепим: Определите к какому виду спиртов относятся вещества: C 3 H 7 OH б)CH 3 -CH=CH-CH 2 -OH а) C 3 H 7 OH б)CH 3 -CH=CH-CH 2 -OH в) CH 3 -CH-CH 2 -CH-CH 3 ОН ОН ОН ОН г) CH 2 -CH 2 -OH г) CH 2 -CH 2 -OH C 6 H 5 C 6 H 5
НОМЕНКЛАТУРА УГЛЕВОДОРОД + ОЛ УГЛЕВОДОРОД + ОЛ УГЛЕВОДОРОД + ОЛ + цифра УГЛЕВОДОРОД + ОЛ + цифра УГЛЕВОДОРОД + приставки (ди, три т. д.) ОЛ + цифра
Назовите спирты: CH 3 -CH 2 -CH 2 -OH CH 3 -CH 2 -CH 2 -OH CH 3 -CH 2 -CH-CH 2 -CH 3 CH 3 -CH 2 -CH-CH 2 -CH 3 ОН ОН CH 2 -CH 2 - CH 2 -CH 2 CH 2 -CH 2 - CH 2 -CH 2 ОН ОН ОН ОН пропанол пропанол пентанол -3 пентанол -3 бутандиол -1,4 бутандиол -1,4
ИЗОМЕРИЯ СТРУКТУРНАЯ Межклассовая По положению ОН- групп Углерод- ного скелета С простыми эфирами
Найдите изомеры: а) CH 3 OH б) CH 3 -CH 2 - CH 2 OH а) CH 3 OH б) CH 3 -CH 2 - CH 2 OH в) CH 3 -CH 2 OH г) C 4 H 9 OH д) CH 3 - O - C 2 H 5 е) CH 3 -CH-CH 3 д) CH 3 - O - C 2 H 5 е) CH 3 -CH-CH 3 ОН ОН
Исследование физических свойств спиртов: Изучите и опишите физические свойства этанола и пропанола-1 название формула Агрегатное состояние запахt кипения растворимость этанол пропан- ол название формула Агрегатное состояние запахt кипения растворимостьэтанол С 2 Н 5 ОН С 2 Н 5 ОН жрезкий 78,4 хорошая пропан- ол С 3 Н 7 ОН жимеется 97 хорошая
проблема Почему спирты растворяются в воде, Почему спирты растворяются в воде, в отличие от углеводородов? в отличие от углеводородов?
Водородная связь С 2 Н 5 О Н….. О Н Н …….….. О Н Н
Спирт и опиум – близнецы ада и гибели Спирт и опиум – близнецы ада и гибели. Эдгард По
Урок результативный если Вы: -Знаете строение предельных спиртов. -Умеете давать определение спиртам, классифицировать спирты, называть спирты. -Объясняете физические свойства спиртов.
Первичное закрепление: 1. Общая формула предельных одноатомных спиртов: а) С n H 2n (ОН) 2 б) С n H 2n+1 ОН в) R(ОН) n г) С n H 2n СОН а) С n H 2n (ОН) 2 б) С n H 2n+1 ОН в) R(ОН) n г) С n H 2n СОН 2. Назовите соединение СН 3 СНСН 2 СН 2 ОН | СН 3 СН 3 а) 3-метилбутанол-1 б) 2-метилбутанол-4 3. Укажите тип изомерии предельных одноатомных спиртов: а) углеродные цепи б) положение ОН-группы в) цис транс изомерия г) межклассовая 4. Формула спирта: а) СН 3 СН 2 СН 2 ОН б) СН 3 СН 2 СОН в) СН 3 СО СН 3 5. Гомологом для этанола является: а) этаналь б) этановая кислота в) этандиол г) метанол
ЭТАЛОН: 1. б 2. а 3. абг 4. а 5. г
Домашнее задание: Задание 1. Внимательно изучите данные приведенных таблиц. Таблица 1. Алкоголь в крови. Таблица 2. Влияние уровня алкоголя в крови на поведение Кол- во доз вес тела,кг ,03 0,02 0,01 20,060,050,04 0,03 30,10,080,090,060,05 40,130,010,110,070,06 50,160,13 0,090,08 60,190,160,150,110,1 70,220,180,170,130,11 80,260,210,190,150,13 уро вень поведение 0,05 % Понижение восприятия, потеря координации 0,1%Замедленная реакция 0,25 % шатание 0,35 % Понижение температуры тела 0,4%50% людей умирает
Используя информацию таблиц,ответить на вопросы: 1 группа: Если человек весом 50 кг выпьет бутылку вина, какое содержание спирта у него будет ? 2 группа: Если человек весом 55 кг выпьет подряд 6 стаканов вина, а через час сядет за руль, может ли это привести в ДТП? 3 группа: Если человек весом 40 кг выпьет 8 рюмок водки, возникает ли опасность для его жизни? 4 группа: Сколько времени должен не садиться за руль автомобиля человек весом 60 кг, выпивший 3 бутылки пива?
Оцените свою работу на уроке: 1. Работа в группе: -работал по учебнику – 1 б -отвечал у доски – до 3 б ( ответ совпал с эталоном – 3 б, в ответе есть- неточности – 2 б, много неточностей – 1 б) -участвовал в обсуждении других вопросов – до 3 б ( активно – 3 б, иногда - 2 б, редко - 1 б) 2. Работа в паре - до 3 б ( был организатором работы – 3 б, исполнителем – 2 б, слушателем – 1 б) 3. Тест : 5 правильных ответов – 5 б 4 правильных ответа – 4 б 3 и меньше – 1 б Если вы набрали –13 – 12 баллов – «5» баллов – «4» 8 и меньше –дома нужно поработать!