Нисида Китаро. Китаро Нисида - выдающийся японский философ идеалист, экзестинциалист, дзен-будист, родился 19 мая в 1870 году в Японии, префектуре Кахоку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Advertisements

φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Василий Васильевич Давыдов родился 31 августа 1930 года. В 1948 году он окончил школу рабочей молодежи и поступил в Московский государственный университет.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Георг Гегель ( ) §Немецкий философ, выдающийся представитель немецкого классического идеализма. Является создателем наиболее разработанной системы.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
Презентация: «Влияние Индии на мировую культуру». Выполнила: ученица 6 «В» класса Агаджанян Арина.
Просвещение 17 в. 1. Английское Просвещение 2. Тори и виги в Англии.
Философия Возрождения Выполнили студентки 1- го факультета 237 группы Абдушарипова Б. Абдуяминова С.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Философия XIX века Дегтярёва Полина, ГС-2. Философия XIX века Философия XIX века Философия XIX века включает различные философские направления и школы,
Виды японского сада Автор : Сидоров А. 10 « А » класс.
Выполнила студентка группы СДО -14 Бушаева Елена.
Субъективный идеализм Иоганна Фихте и объективный идеализм Фридриха Шеллинга
Транксрипт:

Нисида Китаро

Китаро Нисида - выдающийся японский философ идеалист, экзистенциалист, дзен-буддист, родился 19 мая в 1870 году в Японии, префектуре Кахоку. В 1894 году окончил Токийский университет по специальности «Философия». По окончании Токийского ун-та долгое время работал школьным учителем, продолжая занятия философией и практикуя дзэн-буддизм. В 1899 году он был определён профессором Четырёх высших школ Исикава. Позднее стал профессором философии в Киотском университете.

Знал английский и немецкий языки. Первая знаменитая работа - эссе Толкование красоты Считается основателем знаменитой Киотской школы философии, которая распалась лишь в 40-х гг. 20-го столетия. В 1940 году был награждён Орденом культуры. В 1927 году умер от почечной инфекции. Похоронен на о. Хонсю, городе Камакура.

Возникновение философской мысли в Японии связано с проникновением в 6-8 вв. из Китая и Кореи буддизма и идей конфуцианства, распространявшихся наряду с национальными религиозно- мифологическими представлениями. В вв. жилось учения сект дзэн, дзедо и нитирэн, появились крупные интерпретаторы буддийской философии. В вв. в философской мысли неограниченно господствовал буддизм, с 17 в. преобладающее влияние приобрело конфуцианство, более соответствовавшее феодальным устоям японского общества. После незавершенной буржуазной революции начался процесс усвоения европейской философии; традиционная буддийско- конфуцианская философия постепенно теряла свое влияние, вытесняемая различными западноевропейскими буржуазными философскими учениями.

В период Тайсё - в 1910 профессор Киотского университета Нисида Китаро предпринял попытку создания философской системы, адекватно описывающей буддистский образ мышления в системе западной философии. Испытывая влияние таких западноевропейских философов, как Джеймса и Милля, Нисида соединил буддийскую традицию с философией А. Бергсона и неокантианством. Он сформулировал теорию «чистого опыта», предшествующего разделению на субъект и объект, дух и материю. Также, он разработал концепции «логики места» «абсолютного не­бытия», «абсолютно противоречивого тождества», применяемые им также и для объяснения «исторического мира». Нисида Китаро провел логический анализ восточного невербального, иррациональ­ного отношения к метафизическим материям, что явилось первым подобным опытом за всю интеллектуальную историю Японии.

В период Мейдзи, чрезмерная увлеченность академическими кругами социально-политическими проблемами англо-американской философии Милля и Дьюи и огромно количество иностранных преподавателей философии, принадлежавших к Марбургской и Баденской школам неокантианства, способствовали развитию и распространению в Японии неокантианства. Одна из самых популярных работ того времени - «Теория места» Э. Ласка, оказала значительное влияние на философские взгляды Нисида Китаро.

Одна из самых значительных работ Нисиды - Логика басё, предполагает противоположность объективного и субъективного преодолевая особым способом осознания себя, своеобразной борьбе противоположностей, которая, в отличие от диалектики Гегеля, не разрешается их синтезом, но скорее определяет свойство субъекта к удержанию внутреннего конфликта, к охвату противоположных полюсов и перспектив. Также он доказывал отличие западной философии от восточной наличием в последней идеи небытия, которую истолковывает с позиции дзэн-буддизма как всеохватывающий универсум. В данной работе Нисида демонстрирует явные симпатии к за­падной философии экзистенциализма, впрочем, основной вывод работы отсылает нас к привычному в философии дзен понятию пустоты. Центральная концепция «само пробуждения», изъятая из опыта медитации дзен, органично влита японским философом в экзистенциальную теорию отождествления субъекта и объекта, что позволяет говорить о действительно особой и оригинальной философской доктрине.

Введя идею басё, Нисида создал философскую структуру, пригодную для описа­ния непостижимого царства человеческого опыта, которое на Западе традиционно относили к области мистики. Постепенно логика басё занимает центральное место в системе философских взглядов Нисиды Китаро. При этом Китаро также следовал принципам классической логики, с помощью рассуждений о которой он вводит понятие интуиции. В работе «Логика и жизнь» Китаро рассматривает реальность, воспринимаемую человеком, в качестве результата столкнове­ния абсолютной пустоты и действий человека.

Дальнейшее развитие идей синтеза восточ­ного и западного мировоззрений, как и продолжение занятий практиками дзэн-буддизма, вдохновили Китаро в 1917 г. написать работу под названием «Интуиция и размышление в само пробуждении». Ме­тод Нисиды Китаро и его владение терминологией и концепциями западной философии позволяют рассматривать результат его ис­ следований как единственный в своем роде. Создание логически стройной системы восточных мировоззренческих ценностей, несо­мненно, привело к появлению оригинального и самобытного пути развития японской философии. Следует отметить, что именно в философии Нисида Китаро впервые встречается критика Канта и неокантианства. В этой критике прослеживается тенденция охлаждения интереса к неокантианству в японских академических кругах к началу 30-х годов.

В целом же, в отношении к Канту и неокантианству у Нисида Китаро можно отметить методологической подход, характерный для дальневосточных мыслителей: критика других направлений и одновременно с этим, использование их структурной методологии. Нисида был убеждён, что на пути к истине необходимо совместное рассмотрение вопросов философии и религии, в качестве примера указывал на индийскую и древнегреческую философии. Оригинальная философия Нисиды включает идеи как дзэн-буддизма, так и западной мысли. Что касается отношений между абсолютной пустотой (или Богом) и че­ ловеком, то Нисида характеризует их понятием «обратной связи», при которой, по мнению Китаро, чем больше человек сознает себя, тем больше он отделяется от Бога. Когда же человек начинает отрицать собственное «Я», тем сильнее проникает в него абсолютная пустота. Лишь посредством самоотрицания человек и абсолютная обретают истинное единство, переходят в состояние, которое Нисида называет «длительность прерывности».природу и стать творческой силой.

В целом, Китаро Нисида оказал значительное влияние на становление современной японской философии. Его попытка сочетания западной методики и терминологии с восточными идеями до сегодняшнего дня является актуальной. В западноевропейской философии на его мировоззрение повлияла немецкая классическая философия и феноменология Гуссерля, близко апофатическое богословие Мейстера Экхарта, Эриугены, Николая Кузанского. Из современных направлений его взгляды наиболее близки к экзистенциализму.

Во время Второй мировой войны правые критиковали Нисида Китаро за антинационализм и признание западной философии и логики. После войны левые мыслители критиковали его философию как националистическую из-за его внимания на традиционные ценности. Но Нисида Китаро не был ни националистом, ни анти националистом. В своих трудах, по его словам, он всего лишь раскрывал эстетику понимания красоты по-японски.

К слову, на родине деятельности философа есть одно очень живописное место, называемое Tetsugaku no Michi, или Философский путь. Это знаменитый путь вдоль берега канала в районе Хигасияма между Серебряным Павильоном и Kumano Nyakuoji Jinja. Свое название он получил оттого, что по этой дорожке любил прогуливаться и размышлять известный японский философ Нисида Китаро. Философский Путь – одно из лучших мест в Киото для любования цветением сакуры.