МОУ Ершичская средняя общеобразовательная школа Выполнила слушатель курса Бокатая В.А. КУРСОВАЯ РАБОТА с.Ершичи 2010 г.
Этические нормы речевой культуры. Межличностное общение с точки зрения лингвоэкологии Пустое ВЫ сердечным ТЫ она, обмолвясь, заменила А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» Занятие 16 ЭЯ 9 класс
Вступление Сбережение языка в его чистоте и правде, в его благородстве – это и сбережение человека в человеке, защита от грубости, агрессии, цинизма – от зла. Поскольку язык – средство общения, то утверждение добра (или зла) происходит в людях, в межличностных отношениях.
Беседа со слушателями: ( на основе интеграции с курсом «Обществознание) Какими могут быть межличностные отношения? Какими могут быть межличностные отношения? Межличностные отношения могут быть личными, личными, деловыми, деловыми, приятельскими, приятельскими, товарищескими, товарищескими, семейными семейными
Беседа со слушателями: ( на основе интеграции с курсом «Обществознание) Каким ключевым словом характеризуются межличностные отношения? Каким ключевым словом характеризуются межличностные отношения? Словом «взаимо» - взаимопонимание, взаимопомощь, взаимосвязь, взаимодействие, взаимовосприятие Словом «взаимо» - взаимопонимание, взаимопомощь, взаимосвязь, взаимодействие, взаимовосприятие
Беседа со слушателями: ( на основе интеграции с курсом «Обществознание) В процессе межличностных отношений люди общаются и, разумеется, чаще посредством языка. А что ещё происходит в процессе общения? Как люди оказывают влияние друг на друга? В процессе межличностных отношений люди общаются и, разумеется, чаще посредством языка. А что ещё происходит в процессе общения? Как люди оказывают влияние друг на друга? Люди в процессе межличностных отношений Люди в процессе межличностных отношений оказывают влияние друг на друга, формируя определенный стиль отношений и оказывая прямое влияние на формирование личности конкретного человека оказывают влияние друг на друга, формируя определенный стиль отношений и оказывая прямое влияние на формирование личности конкретного человека
Беседа со слушателями: ( на основе интеграции с курсом «Обществознание) Для человека очень важно полноценное общение. Многие испытывают неловкость среди других из-за неумения общаться. Что же помогает или мешает общению? Для человека очень важно полноценное общение. Многие испытывают неловкость среди других из-за неумения общаться. Что же помогает или мешает общению? Помогает общению содержание общения, но не только оно. Важно и то, что сообщается, и то, как сообщается. Т.е., для полноценного общения очень важно уметь сообщать знания, информации, делиться собственными впечатлениями, размышлениями, взглядами и т.п. Помогает общению содержание общения, но не только оно. Важно и то, что сообщается, и то, как сообщается. Т.е., для полноценного общения очень важно уметь сообщать знания, информации, делиться собственными впечатлениями, размышлениями, взглядами и т.п.
Вывод: Для установления неформальных взаимоотношений между людьми очень важна культура общения Культура общения – составная часть культуры речи Культура речи - одно из важнейших направлений лингвоэкологии. Этические нормы речевой культуры предполагают этику речевого (нравственного) поведения Речевой этикет – это правила речевого поведения, система речевых формул общения Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека, особенно: государственного служащего, политика, учителя, менеджера и т.д. (см. занятие 1-е)
Особенности речевого этикета Национальная специфика Корректность Соблюдение стиля конкретной речевой ситуации Япония «Мне уже и так прекрасно!» США Предмет «Public rtlationship» «Волшебные» слова (здравствуйте, извините) Боязнь унизить или нанести оскорбление бытовое общение Официально- деловое общение Публичное выступление
Нюансы словесных контактов Подчеркнуто официальные Подчеркнуто официальные Интимно-личностные Интимно-личностные Фирменно-корпоративные Фирменно-корпоративные Коллегиальные Коллегиальные Деловые Деловые Грубо-фамильярные Грубо-фамильярные Передаются интонацией и набором соответствующих слов и конструкций
Выбор местоимений ты и вы при общении на русском языке Выбор той или иной формы зависит: - от социального положения собеседников -от характера их отношений -от официальной или неофициальной обстановки ВЫТЫ 1. К незнакомому адресату 1. К хорошо знакомому адресату 2. В официальной обстановке общения 2. В неофициальной обстановке общения 3. При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату 3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату 4. К равному и старшему (по положению, возрасту) адресату 4. К равному и младшему (по положению, возрасту) адресату
Некоторые формулы-клише общения в разных речевых ситуациях 1. Знакомство - Разреши(те) с вами познакомиться -Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться -Давай(те) познакомимся -Будем знакомы(!?) -Хорошо бы познакомиться
2. Представление (резюме ) -Позвольте (разрешите) представиться -Моя фамилия Колесников -Я Павлов -Мое имя Юрий Владимирович -Николай Колесников -Анастасия Игоревна; вот моя визитная карточка
Образцы визитных карточек (визиток)
3. Приветствие Основное, общеупотребительное: Здравствуйте ! Основное, общеупотребительное: Здравствуйте ! Варианты: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Варианты: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Выражение радости от встречи, уважительного отношения, желания общения: Очень рад вас видеть! Позвольте вас приветствовать! Моё почтение! Добро пожаловать! Здравия желаю!(среди военных) Выражение радости от встречи, уважительного отношения, желания общения: Очень рад вас видеть! Позвольте вас приветствовать! Моё почтение! Добро пожаловать! Здравия желаю!(среди военных)
Речевые ситуативные зачины торжественный рабочий скорбный праздники Заключение контрактов получение наград праздники юбилеи стихийные бедствия разорение гибель ограбление встречи выставки учеба работа
Вопросы для контроля (рефлексия) 1. Что такое речевой этикет? 2. Назовите отдельные формулы знакомства. 3. Появилось ли у вас желание узнать и другие формулы этикета (например, поздравлений, приглашений, утешений, благодарностей, разрешений, предложений. советов и т.п.)?
Использованные источники 1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М: Введенская Л.А.,ПавловаЛ.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 11-е издание. Ростов-на- Дону:Феникс Информационный портал в Интернете Дата обращения Успенский Л.В. Культура речи. – М: 1976.