Декабрь на Руси обычаи, традиции, Праздники
4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Принимая рождение Дочери как чудесный Божий дар, святые праведные Иоаким и Анна дали Богу обещание: посвятить свою Дочь на служение Ему. Иоаким и Анна очень любили Дочь и растили Ее с нежностью. Когда же Ей исполнилось три года, они поспешили исполнить свое обещание, данное Богу: привести Ее в Иерусалим и отдать на воспитание в Божий храм. Родителям Пречистой Девы было и грустно: ведь приходилось расставаться с единственным чадом; и радостно: они отдавали свою Дочь на служение Богу.
В назначенный день они пригласили к себе в дом родственников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Марию в лучшие одежды и торжественно повели Ее в Иерусалимский храм. До Иерусалима от города Назарета, где родилась и провела первые годы Своей жизни Пречистая Дева, было три дня пути. Процессия двигалась вдоль зеленеющих полей, девушки несли в руках зажженные свечи и пели псалмы. Когда процессия приблизилась к храму, навстречу вышли с песнопениями священники, служившие при храме. Ко всеобщему изумлению, трехлетняя девочка Сама стала подниматься по пятнадцати высоким и крутым каменным ступеням, ведущим ко входу в храм.
Властной поступью скрипучей, Снежные гоняя тучи, Стужей утренней пугая, К нам зима пришла седая. Пост Рождественский встречаем, Славный праздник отмечаем – Приснодевы в храм Введенье Ангелам на удивленье. Входит Богоматерь прямо Во святое место храма И Рождение Господне Возвещает нам сегодня. Светлана Высоцкая
На Руси к этому времени обычно уже устанавливался снежный покров. Наши благочестивые предки, бабушки наших бабушек и дедушек, отмечая праздник, отправлялись в храм уже не на телеге, а на санях и дорогой припевали: Введенье пришло, Зиму в хату завело, В сани коней запрягло, В путь-дорожку вывело, Берег с берегом связало, Воду к земле приковало, Снег заледенило, Малых ребят, Красных девчат В салазки усадило, На ледянке с горы покатило...
В старину после дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинался зимний торг: начинали торговать санями, которые делали умельцы в посадах и слободах. В Москве сани складывались целыми грудами-горами на Лубянской площади (само название площади закрепилось с тех пор).
Вот санки-самокаты, Разукрашены – богаты, Разукрашены – раззолочены, Сафьяном оторочены! Введеньев торг у двора, Санкам ехать пора! Сани сами катят, Сами ехать хотят! К вечеру если не вся, то добрая часть Первопрестольной Москвы каталась на новых санях
А русские женщины, занимавшиеся в позднюю осеннюю и раннюю зимнюю пору рукоделием, к празднику Введения Богородицы во храм, найдя время между работами по прядению и ткачеству, старались смастерить подарок для своих ребятишек, особенно для девочек, так как чествовали в праздник Введения во храм Богородицы особенно девочек. Так вот старались мастерицы: бабушки, мамы и сестрицы сделать маленьким девочкам в подарок к празднику тряпичную самодельную куклу.
14 декабря – Наум Грамотник Матери выпекали в этот день для детей лепешки в виде монет, веря, что они принесут счастье и удачу. В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и прежде всего научиться читать и писать. Пророк Наум наводит на ум считалось в народе.
«Зима за морозы, а мужик за праздники!», «Как ни зноби мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет!» говорили на Руси. Декабрьское звено праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями и сказаниями
19 декабря зимний день Николая Чудотворца Это особо чтимый в народе православный праздник и очень почитаемый святой Никола второй после Бога заступник. Он покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах. 19 декабря зимний день Николая Чудотворца Это особо чтимый в народе православный праздник и очень почитаемый святой Никола второй после Бога заступник. Он покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах.
Святой Николай-чудотворец представляется воображению народа то в образе «доброго деда», то в виде сурового старца; то облик его проходит богатырской поступью, На русских иконах его изображают пожилым человеком с седой бородой, с залысинами на лбу и в епископском облачении. И оказывается, именно этот строгий человек становится под Новый год румяным, красноносым Дедом Морозом, а также Санта-Клаусом.
В одной из легенд говорится, что Николай ввел в обычай дарить подарки на Рождество. Сам он дарил подарки тайно и долгое время никто не знал, от кого дети и бедняки получают игрушки, лакомства и золотые монетки. Потому, наверное, Святой Николай и сейчас приходит в дом невидимкой детишки утром находят подарки, а самого Рождественского Деда уж и след простыл.
Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В старину на Николу приносили мужики в церковь жареных петухов, баранину и караваи хлеба. Часть этого отдавалась причту церковному за молебен, а остальное шло на угощение съезжавшихся и сходящихся на братчину. «На братчину ездят не званы!», «Братчина судит, ватага рядит!» говорили в народе. «На Никольщину и друга зови, и ворога зови, оба друзьями будут!»
С Николы молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра. На Николу на вечерке не работала, «совсем не берут прялиц да швеек или если и берут, так разве для славы.
Народный календарь издавна называет декабрь Студень, Стужайло за стужу и морозы, которые приносит с собой этот первый зимний месяц. Замыкая год, декабрь зачинает зиму: по стылой земле «стелет белые холсты», «узоры на окнах расписывает», «сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет - семь погод на дворе», говорят в народе.
А дни все короче и ночи длинней, и 22 декабря окончательно устанавливается зима. Это самый короткий день в году день зимнего Солнцеворота.
С волнением смотрели на солнце суеверные люди, опасались, что «ослабленное» светило и вовсе может не взойти утром. Поэтому по-своему помогали солнышку жгли костры в ночи, скатывали с гор горящее колесо, зазывая солнце «повернуться»: Колесо, гори катись, С весной красною вернись!
Наконец, наступал день 25 декабря день Спиридона- солнцеворота, именованный в честь чудотворца, святителя Спиридона. Со Спиридоньева дня солнце поворачивает на лето, зима на мороз, и «хоть на куриный шаг, на воробьиный скок, да прибудет денек». В старой Москве с Ивановской колокольни возвещали о возврате солнца на лето, и звонарь получал за это из казны 24 рубля серебром - по часам в сутках. И то правда, ведь с этого времени солнце день ото дня будет все выше по небесной лестнице подниматься, а темные ночи начнут все проворнее за краешек земли прятаться.
Хотя Солнцеворот в официальных праздниках не числился, серьезной работы в этот день никто не начинал, разве что яблоньки в саду от снега стряхивали да старики срезали по вишневой веточке, чтобы загадать по ним о будущем урожае: поставят ветку в воду до Рождества, наблюдают. Если распустятся цветы к Рождеству - быть славному урожаю в саду. Впрочем, Спиридоново солнце «хоть и ярко, да не жарко», ласковы его лучи, а морозного узора на окнах им нипочем не растопить. Но и за то спасибо, что светлее стало на улице и на душе от этого празднично и чисто. То-то ребят, несмотря на холод, домой не загонишь. Катаются себе с обледенелых гор на салазках и рогожках, штурмуют снежные крепости, лепят снеговиков
Последние две недели Рождественского поста подготовка Души, тела и своего дома к встрече праздника Рождества Христова