Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и о личностях ее основателей, что сможет способствовать развитию гуманистических личностных и профессиональных качеств.
Задачи занятия: Расширить представление об эпохе Средневековья и Возрождения; Расширить представление об эпохе Средневековья и Возрождения; Ознакомиться с основными чертами мировоззрения эпохи Средневековья и Возрождения; Ознакомиться с основными чертами мировоззрения эпохи Средневековья и Возрождения; Сформировать представление о философах данной эпохи и их основных идеях; Сформировать представление о философах данной эпохи и их основных идеях; Способствовать становлению и развитию у студентов навыков дискуссионной культуры и умения работать с новым научным текстом. Способствовать становлению и развитию у студентов навыков дискуссионной культуры и умения работать с новым научным текстом. Способствовать развитию гуманистических личностных и профессиональных качеств. Способствовать развитию гуманистических личностных и профессиональных качеств.
АД РАЙ
Эпоха Средневековья Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера Экономическая сфера
Установочный тест: 1. Средневековое общество отличалось свободой нравов и мышления. 2. Философия Средневековья может быть названа теоцентризмом. 3. Первоначально средневековая философия складывалась внутри Христианской Церкви. 4. Схоластика – это первый период в развитии средневековой философии. 5. Человек – это главный объект внимания средневековой философии. 6. Человек в средневековой философии рассматривается как активное, деятельное существо, создающее свою жизнь и судьбу. 7. Социальная философия Средневековья отстаивает идею слияния Церкви и государства под управлением государя. 8. Основоположник средневековой этики аскетизма – Франциск Ассизский. 9. Основной принцип аскетизма – «человек должен следовать своей природе», заботиться о своем теле и благосостоянии. 10. Основная проблема схоластики – вопрос о соотношении веры и знаний. 11. Средневековая философия проводит идею слабости и никчемности человеческой жизни. 12. Основной раздел средневековой философии – это гносеология. 13. Первоначальная задача средневековой философии –толкование и объяснение священных текстов и истин. 14. Средневековая философия представляет собой совокупность самых разнообразных идей, теорий, школ и дисциплин. 15. Средневековая философия, по сравнению с Античной, носит регрессивный характер.
Патристика Схоластика
Философия эпохи Возрождения Натурфилософия Гуманистический антропоцентризм антропоцентризм объект изучения объект изучения Бог человек Космос общество Природа красота
Натурфилософия – «пантеизм»: Н. Кузанский Дж. Бруно Парацельс
Гуманистический антропоцентризм: Ф. Петрарка Э. Роттердамский М. Монтень
Позиции для сравнения Патристика СхоластикаФилософия Возрождения Представители Августин Блаженный, Ф. Ассизский Фома Аквинский Петрарка, Н. Коперник, Дж. Бруно и др. Теология Отношение к Богу Бог – творец и правитель всего сущего Бог –это законодатель всего сущего Бог – серводвигатель мира, архитектор Антропология Отношение к человеку Человек - это «раб Божий» Человек – «животное политическое» Человек - творец своей судьбы, личность Этика Как жить праведно Главные добродетели это: смирение и вера Умеренность во всем и есть праведность Главные ценности: свобода, активность, любовь Гносеология Отношение к разуму познанию Разум не нужен, только вера Теология – это единство веры и разума Разум – это Главное достояние человека
Задачи занятия: Расширить представление об эпохе Средневековья и Возрождения; Расширить представление об эпохе Средневековья и Возрождения; Ознакомиться с основными чертами мировоззрения эпохи Средневековья и Возрождения; Ознакомиться с основными чертами мировоззрения эпохи Средневековья и Возрождения; Сформировать представление о философах данной эпохи и их основных идеях; Сформировать представление о философах данной эпохи и их основных идеях; Способствовать становлению и развитию у студентов навыков дискуссионной культуры и умения работать с новым научным текстом. Способствовать становлению и развитию у студентов навыков дискуссионной культуры и умения работать с новым научным текстом. Способствовать развитию гуманистических личностных и профессиональных качеств. Способствовать развитию гуманистических личностных и профессиональных качеств.