Готическое искусство средневековья
Со второй половины XII в. в Западной Европе появляется архитектура нового стиля получившего название готического. Символом города становится собор. Принципиально новый храмовый интерьер, максимально соответствующий идее устремления духа ввысь, к Богу. Со второй половины XII в. в Западной Европе появляется архитектура нового стиля получившего название готического. Символом города становится собор. Принципиально новый храмовый интерьер, максимально соответствующий идее устремления духа ввысь, к Богу.
Стилевые особенности: -усложнение типа базилики -усложнение типа базилики -использование контрфорсов и аркбутанов для усиления опор -использование контрфорсов и аркбутанов для усиления опор -использование строительных арок -использование строительных арок -нервюрные перекрытия -нервюрные перекрытия -большие стрельчатые окна с витражами и круглым окном «розой» над порталом -большие стрельчатые окна с витражами и круглым окном «розой» над порталом -обилие скульптурного декора храма -обилие скульптурного декора храма
Но готический стиль применялся не только в церковной архитектуре. Оно перешло в руки городских ремесленников, применявших свое мастерство при строительстве светских сооружений. Образцы готического гражданского строительства сохранились в Флоренции, Брюгге, Генте, Брюсселе и др. Но готический стиль применялся не только в церковной архитектуре. Оно перешло в руки городских ремесленников, применявших свое мастерство при строительстве светских сооружений. Образцы готического гражданского строительства сохранились в Флоренции, Брюгге, Генте, Брюсселе и др.
Развивается скульптура. Размещение фигур на фасаде соборов совершалось по четкому сюжетно- тематическому принципу. Анатомия фигур становится правильной, лица святых передают человеческие эмоции. Рельеф становился высоким, пластичным. Развивается скульптура. Размещение фигур на фасаде соборов совершалось по четкому сюжетно- тематическому принципу. Анатомия фигур становится правильной, лица святых передают человеческие эмоции. Рельеф становился высоким, пластичным.
Окна капелл украшали цветными витражами, таким образом «цветной» свет попадал в алтарную зону. Витражи обычно приносились в дар храму монархами, знатными феодалами, духовными лицами высокого сана или же ремесленными корпорациями. Окна капелл украшали цветными витражами, таким образом «цветной» свет попадал в алтарную зону. Витражи обычно приносились в дар храму монархами, знатными феодалами, духовными лицами высокого сана или же ремесленными корпорациями.
Романское искусство средневековья
Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой.
Сохранившиеся оттого времени церковные, монастырские постройки базиликального типа. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы. Сохранившиеся оттого времени церковные, монастырские постройки базиликального типа. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.
Архитектура романтики не имела точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Архитектура романтики не имела точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию.
Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе.
Декор романского храма в основном скульптурный. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Рельефы украшают порталы, капители колонн. Декор романского храма в основном скульптурный. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Рельефы украшают порталы, капители колонн.
Монументально- декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт. Монументально- декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт.
Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон лишь в городах Каркасон (Франция) и (Франция) и Таллин (Эстония). Таллин (Эстония).