ИЗЫСКАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДОРАБОТКИ ПРИБОРТОВЫХ РУДНЫХ ЦЕЛИКОВ НА ПРИМЕРЕ КАРЬЕРА «УДАЧНЫЙ» АК «АЛРОСА» (ЗАО) Докладчик: Бабаскин С.Л. Институт «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА», г. Мирный. Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО
Проектная глубина карьера м (проект 2004 г.) Глубина разведанных запасов м (абс. отм м) Проектная производительность по добыче руды – 6 млн. т в год Масса самого крупного алмаза кар. («Александр Пушкин», 1989 год) 1955 год - открытие трубки «Удачная» 1971 год - начало отработки карьера «Удачный» Карьер на месторождении трубки « Удачная » Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО
План нижней части карьера «Удачный» по проекту 2004 г.
Вертикальный разрез нижней части карьера «Удачный» по проекту 2004 г. Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО
План нижней части карьера «Удачный» с уточненными контурами рудного тела Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО
Вертикальный разрез нижней части карьера «Удачный» с уточненными контурами рудного тела
Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО Основные требования к технологии доработки целиков: 1.Период отработки целиков 4-5 лет ( гг.) 2. Минимум капитальных вложений 3. Производительность по добыче руды > 1 млн.т в год 4. Поддержание устойчивого состояния борта карьера до окончания открытых горных работ
Обрушение на дно карьера буровзрывным способом. Обуривание производится из подземных и открытых выработок Последний этап ОГР Доработка целиков Западный рудный целик: Периметр – 850 м Высота – 165 м Мощность в верхней части – м у основания борта – м Способ доработки Восточный рудный целик: Периметр – 500 м Высота – 165 м Мощность в верхней части – м у основания борта – 125 м Способ доработки Способ вскрытия ? Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО
Отработка ведется открытым способом, применяется оборудование для ПГР, транспортирование подземными самосвалами Возможные способы вскрытия и доработки восточного рудного целика Вскрытие подземными наклонными выработками (автоуклонами) Вскрытие традиционными автомобильны- ми съездами Вскрытие крутыми траншеями Вскрытие крутонаклон- ными съездами Отработка ведется открытым способом, применяется оборудование для ОГР, транспортирование карьерными самосвалами Отработка ведется открытым способом, применяется оборудование для ОГР, транспортирование карьерными самосвалами + подъемник или конвейер Отработка ведется открытым способом, применяется оборудование для ОГР, транспортирование гусеничными самосвалами
Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО 1.Рудный целик 2.Борт карьера по проекту 3.Борт карьера после доработки 4.Транспортный съезд по проекту 5.Участок транспортного съезда, ликвидируемый при доработке целиков 6. Карьерный самосвал 7. Подземный автоуклон 8. Выход подземных выработок на борт карьера 9. Подземный автосамосвал Схема доработки целиков со вскрытием подземными автоуклонами Достоинства Наличие части подземных выработок, пройденных с борта карьера. Минимальная подработка борта карьера. Недостатки Недостаточная пропускная способность имеющихся подземных выработок. Значительная стоимость подземного оборудования и высокие затраты на проходку
Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО Схема доработки целиков со вскрытием традиционными автомобильными съездами Достоинства Простота технологии ведения работ; Минимальное число перегрузок горной массы. Недостатки Значительные объемы работ по разносу борта; Продолжительный период реконструкции карьера (10 и более лет); Высокие затраты. 1.Рудный целик 2.Борт карьера по проекту 3.Борт карьера после доработки 4.Транспортный съезд по проекту 5.Участок транспортного съезда, ликвидируемый при доработке целиков 6. Карьерный самосвал 7. Автомобильный съезд за контуром рудного целика
Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО Недостатки Высокие капитальные затраты; Большая продолжительность строительства подъемника; Схема доработки целиков со вскрытием крутыми траншеями (с использованием автомобильного подъемника) Достоинства Возможность доставки как горной массы, так и оборудования; Минимальный разнос борта. 5.Участок транспортного съезда, ликвидируемый при доработке целиков 6. Карьерный самосвал 7.Крутая траншея 8.Автомобильный подъемник 9.Приводная станция 1.Рудный целик 2.Борт карьера по проекту 3.Борт карьера после доработки 4.Транспортный съезд по проекту
Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО Недостатки Значительные капитальные затраты; Необходимость проходки вспомогательных вскрывающих выработок для доставки оборудования и людей. Схема доработки целиков со вскрытием крутыми траншеями (с использованием конвейера) Достоинства Высокая производительность. 5.Участок транспортного съезда, ликвидируемый при доработке 6. Карьерный самосвал 7.Крутая траншея 8.Конвейер 9.Дробилка 10.Погрузчик 11.Вспомогательный съезд 1.Рудный целик 2.Борт карьера по проекту 3.Борт карьера после доработки 4.Транспортный съезд по проекту
Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО 5.Участок транспортного съезда, ликвидируемый при доработке 6. Карьерный самосвал 7.Крутонаклонный транспортный съезд; 8.Гусеничный самосвал 1.Рудный целик 2.Борт карьера по проекту 3.Борт карьера после доработки 4.Транспортный съезд по проекту Недостатки Отсутствие опыта эксплуатации гусеничных самосвалов в глубоких карьерах; Отсутствие нормативной базы по применению крутонаклонных съездов. Схема доработки целиков с применением крутонаклонных транспортных съездов Достоинства Высокая пропускная способность; Относительно небольшой объем разноса борта; Простота технологии; Невысокие капитальные вложения.
Показатели отработки карьера по принятому варианту Срок доработки: 5 лет; Производительность карьера по добыче: 1-4 млн.т в год; Суммарный объем вскрышных работ: 5 млн. м 3 ; Потребное количество гусеничных самосвалов: г/п 40 т – 5-6 шт. г/п 20 т – шт. Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО
Основные проблемы при реализации принятой технологии и пути их решения Отсутствие в мировой промышленности гусеничных самосвалов большой единичной мощности, предназначенных для эксплуатации в карьерных условиях Отсутствие нормативной документации по применению крутонаклонных транспортных съездов в карьерах Адаптация существующих моделей гусеничных самосвалов без значительного увеличения их грузоподъемности Изготовление новых самосвалов грузоподъемностью т, максимально приспособленных к карьерным условиям Испытания гусеничных самосвалов в условиях работы на крутонаклонных съездах кимберлитовых карьеров Разработка методических рекомендаций и обоснование параметров крутонаклонных съездов и безопасных условий эксплуатации гусеничных самосвалов Гусеничный самосвал, адаптированный для применения в условиях кимберлитовых карьеров. Разрешение Ростехнадзора на применение крутонаклонных транспортных съездов Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО
Гусеничные самосвалы зарубежных производителей Слева: гусеничный самосвал EG110R фирмы Hitachi (Япония). Грузоподъемность 11 т. Справа: гусеничный самосвал MST фирмы Morooka (Япония). Грузоподъемность 15,5 т. Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО
Конструкторские проработки отечественных производителей Прототип гусеничного самосвала ГС-40, разработанный компанией ФГУП УКБТМ. Грузоподъемность 40 т. Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО
Список литературы: 1.Александров И.Н. Создание безопасных условий отработки сверхглубоких карьеров Якутии: (на примере доработки карьера трубки "Удачная")/ И.Н. Александров, А.Н. Шмырко, Г.В. Шубин, Д.И. Кирюшин.- Новосибирск: Наука, – 180с.; 2.Бабаскин С.Л., Акишев А.Н., Бахтин В.А. и др. Патент РФ , Е21С 41/26, Способ открытой разработки крутопадающих месторождений. Заявка , заявл опубл Бюл. 6; 3.СНиП "Промышленный транспорт"; 4.Проблемы карьерного транспорта. Материалы VIII Международной научно- практической конференции, сентября 2005 г. – Екатеринбург: УрО РАН, – 255с.; 5.Бабаскин С.Л., Фурин. В.О., Журавлев А.Г. и др. Новые транспортные средства и комплексы для глубоких карьеров. Горный журнал. – Собственность АК «АЛРОСА» ЗАО