МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
План 1. Основные понятия и общая характеристика 2. Факторы роста международной торговли 3. Географическая структура МТ 4. Товарная структура МТ 5. Место и роль России в МТ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками
В МТ преобладают Экспорт Импорт Реэкспорт Реимпорт
На протяжении последних 50 лет стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства.
На каждые 10% роста мирового производства приходится 16 % увеличения объема мировой торговли
4/5 совокупного объема международных экономических связей приходится на мировую торговлю
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по принципу товарной специализации осуществляется следующим образом: обмен готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем и полуфабрикатами, услугами.
Основные понятия МТ
Теории международной торговли теория абсолютного преимущества теория сравнительного преимущества теорема «выравнивания цен на факторы производства» «парадокс Леонтьева» теория внешнеторгового мультипликатора
В V мирового товарооборота Включаются Товары и материальные ценности, ввоз и вывоз которых осуществляется на некоммерческой основе
В V мирового товарооборота Не включается стоимость всех видов услуг – Проектные Лицензии Ноу-хау Печатание книг и др.
Стоимость мировой торговли услугами составляет примерно четвертую часть экспорта
Стоимость экспорта и импорта Экспорт- цены FOB Импорт - цены CIF Применяются при любых видах перевозки
2. Факторы роста международной торговли
развитие международного разделения труда и интернационализация производства; НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструкцию старых;
активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке; регулирование (либерализация) международной торговли посредством Всемирной торговой организации (ВТО)
либерализация международной торговли, торговых режимов
развитие процессов торгово- экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли
получение политической независимости бывшими колониальными странами распад соцлагеря выделение НИС
3. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА удельный вес промышленно развитых стран в мировом экспорте колебался в последние двадцать лет в пределах 70-76%; доля государств развивающегося мира -в интервале 22-24%, бывших социалистических стран - не превышала 6-8%.
Страны-лидеры по экспорту услуг США Великобритания Германия Франция Япония ………………………………………………. 20. Россия
4. Товарная структура МТ Мировой экспорт – 6,1 трлн. долл. США Объемы товарного экспорта развивающихся стран сократились на 3%
Основные тенденции последних лет Сокращение доли сырья и топлива в мировом экспорте
Основные тенденции последних лет Рост доли готовых изделий
Доля в мировом экспорте Промышленные товары – 57% Услуги – 23% Продукция АПК – 10% Ископаемое сырье – 10% Для сравнения В последней четверти ХХ века сырье занимало 2/3 экспорта, готовые изделия – 1/3
Основные тенденции последних лет Существенно сократилась доля аграрного сырья и продовольствия: с примерно 20% до войны до 8,3% в 2009 г
Мировой рынок разделен на 2 уровня Рынок готовой продукции и полуфабрикатов Рынок минерального и аграрного сырья, топлива и продовольствия
Развитые страны представлены на обоих уровнях и на всех ярусах мирового рынка Развивающиеся страны в основном присутствуют на рынке аграрного и минерального сырья и продовольствия
5. Место и роль России в МТ
СРС! Экспорт России к уровню экспорта США-2%, Японии и Германии -3 %, Франции – 7%
РОССИЯ Ведущий экспортер природного газа Третий по значению экспортер нефти Укрепила свои позиции на рынке продукции первого передела (металлы и удобрения)
Российский экспорт Минеральные продукты – 65,7% Машины и оборудование, транспортные средства – 15,8% Металлы и драг. камни - 8,4% Продукция хим. промышленности – 5,6% Продтовары и сырье – 1,8% Кожевенное сырье, пушнина – 1,1 % Текстиль -0,3%
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершается купля- продажа товаров и услуг, а также переводы денежных средств
Первоначально электронной торговлей пользовались государственные органы, крупные финансовые организации и предприятия
Факторы развития ЭТ интерес потребителей к сети Интернет, значительное распространение мультимедийных компьютеров,
широкое использование программ просмотра (браузеров), в которых предусматривается зашифрованная передача информации о кредитных карточках.
Европейский Банк Реконструкции и Развития планирует предоставить кредит около $500 млн. на развитие инфраструктуры электронной торговли в России
Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) Цель: развитие электронной торговли в России содействия построению региональных систем данной отрасли