Сегодня книги совсем не такие, как много лет назад. Дизайн изменился. На помощь художникам пришла современная техника, компьютеры. На оформление книг тратится все меньше сил и времени, чем раньше. Но еще в ХХ веке были мастера, которые посвятили всю свою жизнь иллюстрированию книг. Из-под их руки выходили подлинные шедевры, которые воспринимались не только как иллюстрации, но и как самостоятельные художественные произведения.
Билибин, Иван Яковлевич - график и художник театра. Учился в Мюнхене (1898), в Петербурге у И.Е. Репина - в школе-мастерской М.К. Тенишевой ( ) и в Академии художеств в качестве вольного слушателя ( ). С 1903 по 1910 г. - член Союза русских художников, затем входил в объединение "Мир искусства". Сотрудничал в сатирических журналах в гг. Иллюстрировал и оформлял детские книги ("Сказка о царе Салтане", 1905; "Сказка о Золотом петушке", 1910 и др.). Его иллюстрации сказок и былин выполнены в красочном декоративно-плоскостном графическом стиле. В гг. был в эмиграции. Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях Пензы, Перми, Твери, Львова, Риги и др.
Художник Никита Фаворский был выпускником художественно- полиграфического института. Первая иллюстрированная им книжка – «Колобок» – была выпущена в 1935 году, когда художнику было 20 лет. В то время большинство художников рисовали в технике гравюры. Гравюра выполнялась так: на деревянной заготовке вырезалось изображение картины или рисунка, затем все покрывалось краской, и делался оттиск на бумаге. Гравюры делали не только на бумаге, но и на металле, линолеуме, камне. Так оформляли книги для взрослых. Но подобные иллюстрации для детских книг не подходили. Рисунки, где дети, животные и другие персонажи изображены на белой бумаге, без окружающей природы, пейзажа, комнаты, в издательствах не брали. Прежде чем иллюстрировать «Колобка», художник делал зарисовки зверей в зоопарке. Затем использовал акварель. В числе прочих сказок Никита Фаворский иллюстрировал любимые сказки Андерсена, «Красную Шапочку» Шарля Перро. Это был очень талантливый человек. В 1941 году он добровольцем ушел на фронт и погиб в возрасте 26 лет.
Давид Сасунский. 1-я пол.20 в. бумага, ксилография, 16 х 13
Этот художник известен по иллюстрациям к стихотворению Самуила Яковлевича Маршака «Кот и лодыри», к произведениям Некрасова, Толстого. Его творчество началось в 1920-е годы. Уже тогда он показал себя как блестящий рисовальщик, крупный художник детской книги. Его книжная графика (рисование карандашами) была посвящена детям и русской деревне. Книга художника «Как Саньку в очаг привели» необычна. Она вся напечатана на розовой бумаге плохого качества. В то время с бумагой было очень трудно. Но такой цвет понравился художнику. Эта книжка издавалась только однажды и, к сожалению, позабыта.
Плакат. Выставка детской книги и иллюстрации Обложка книги А.Пахомова "Лето"
Иллюстрации
Серия "Ленинград в дни блокады"
Одна из работ художника-иллюстратора Лебедева – книга-альбом «Охота». Она была выпущена в 1924 году. Эта книжка была создана для малышей и не содержала никакого текста. Рисунки книги познавательные и очень занимательные. Автор знакомил детей с историей охоты различных народов в разное время. Рисунки были выполнены акварелью, тушью, карандашом и даже ламповой копотью.
Обложка книги С. Я. Маршака "Усатый- полосатый" Обложка В. В. Лебедева к его книге "Охота" В.В Лебедев
Иллюстрации
Чарушин – один из лучших художников- анималистов. Анималист – это художник, главными героями картин которого являются звери и птицы. Он написал более 50 книг о животных, которые сам же и иллюстрировал. Превосходный рисовальщик, увлекающийся рассказчик, отличающийся добрым юмором, он иллюстрировал книги В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака. Книги, оформленные Чарушиным, многократно переиздавались.
Иллюстрации и обложки
Иллюстрация к рассказу Л. Толстого "Акула" 1929 г. Фронтиспис к 3-му действию трагедии А. Глобы "Фамарь" 1923 г. Большая битва с половцами. Страничный разворот к "Слову о полке Игореве" 1950 г. Пушкин- лицеист г.
Иллюстрации
Иллюстрация к "Борису Годунову " А. С. Пушкина Михаил Кутузов из серии "Великие русские полководцы" 1945 г. Иллюстрации к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина, 1961 г.
Николай Борисович Розенфельд - художник- иллюстратор, брат Л. Б. Каменева, являвшийся директором издательства "Academia" в гг. В 1935 г. Н. Б. Розенфельд был обвинен в подстрекательстве к совершению террористического акта и осужден. оформлял для Academia несколько книг – «Конёк-горбунок»(6 илл.), «Очарованный странник» Лескова(14 илл.),«Ярмарка тщеславия», сборник «Революция 1848 года во Франции», «Сочинения» Бюхнера и «Семеро братьев» Киви.
Суперобложка книги «Конек-горбунок», Academia, Худ. Н.Б. Розенфельд
Иллюстрации к «Коньку-горбунку»
«Очарованный странник», литографии
Отдельно нужно выделить признанных художников, произведения которых использовались для иллюстрирования книг. Одним из таких художников стал Михаил Александрович Врубель ( ) Многие искусствоведы сходятся во мнении, что лучшее из созданного им - цикл рисунков к поэме "Демон" М. Ю. Лермонтова. "Демон" Врубеля - это вклад в общечеловеческую сокровищницу духовных ценностей. Созданный Врубелем образ Демона бросал вызов всякой незыблемой истине, всяким мертвым категориям, всякому прекраснодушию. В рисунках Врубеля - не голая дидактика, а глубокое эстетическое переживание литературы, её сугубо индивидуальное художественно-мировоззренческое осмысление. Рисунки Врубеля как иллюстрации вышли в книге Лермонтова Демон: Восточная повесть ACADEMIA, 1937.
"Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснились толпой Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила обменяться с ним..." «Демон летящий»
"Голова Демона" "И над вершинами Кавказа Изгнанник рая пролетал, Вдали Казбек, как грань алмаза, Снегами вечными сиял И, глубоко внизу чернея, Как трещина, жилище змея, Вился излучистый Дарьял..."
"Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит на скаку, Прислушается к ветерку Широко ноздри раздувая, То, разом землю ударяя, Шипами звонкими копыт, Взмахнув растрепанною гривой, Вперед без памяти летит..." "Скачущий всадник"
"В последний раз Она плясала, Увы, за утро ожидала, Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне И незнакомая семья..." "Пляска Тамары"
"Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное, Люби меня!" - И он слегка Коснулся жаркими устами К её трепещущим губам... Соблазна полными речами Он отвечал ее мольбам. Могучий взор смотрел ей в очи, Он жёг ее во мраке ночи..." "Тамара и Демон"
«Тамара в гробу» "Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Билей и чище покрывала Был томный цвет ее чела. Навек опущены ресницы... Но кто б, о небо, не сказал, Что взор под ними лишь дремал, И, чудный, только ожидал Иль поцелуя, иль денницы..."
"В пространстве синего эфира, Один из ангелов святых, Летел на крыльях золотых, И душу грешную от мира Он нес в объятиях своих. И сладкой речью упованья Ее сомненья разгонял, И след проступка и страданья С нее слезами он смывал. Издалека уж звуки рая К ним доносился - как вдруг Свободный путь пересекая, Взвился из бездны адский дух."
Лермонтов, М. Ю. Демон: Восточная повесть / худож. М. А. Врубель. - М. : ACADEMIA, В книге представлены следующие иллюстрации: "Голова Демона", "Демон сидящий", "Пляска Тамары", "Скачущий всадник", "Демон у стен монастыря", "Тамара и Демон", "Демон поверженный".
htm СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!