Архитектура Руси формировалась в IX – XIII веках на основании деревянного зодчества местного образца и византийских каменных храмов. Существовали величественные образцы монументального культового зодчества – центры развития христианства на Руси, масштабные деревянные строения с дорогой отделкой – для представителей высших прослоек общества, скромные деревянные постройки и полуземлянки – для крестьян.
Византийская составляющая стала преобладающей после христианизации Руси в 988 году. Византийские черты подразумевали домининанту крестово-купольной формы каменных храмов. Церкви характеризовались прямоугольной формой, а посередине четыре столба делили внутреннее пространство на 9 частей. Интерьер оформляли фресками, иконами, мозаиками.
Главными строительными материалами были дерево, плинфа, камень. Плинфа – древнерусский кирпич, по форме напоминающий плитку. Для скрепления строительных материалов применяли раствор извести с добавкой тертого кирпича. Прочности строениям древнерусского времени, согласно летописям, придавали примеси в строительный раствор яичного желтка.
Киевское зодчество наиболее богато. В столице Руси оформилась своя архитектурная школа. Десятинная церковь – первый православный храм, построенный в Киеве в конце Х века. Возводили его греческие зодчие. Трехнефный, трехапсидный храм с башней и крещальней. Церковь Десятинной Богородицы не сохранилась. Последние несколько лет проводятся археологические раскопки на месте храма.
По случаю окончания войны с печенегами, Ярослав Мудрый приказал воздвигнуть в Киеве величественный храм – Софийский собор. Его характеризуют византийские влияния и местные черты. Огромный пятинефный храм, с галереями, хорами, нишами и окнами в оформлении фасада. Для Руси не характерно было использование мрамора, поэтому этот изысканный материал компенсировали декоративными элементами – карнизами, капителями, рядами необработанного камня.
Спасский собор – один из главных образцов монументальных строений Чернигова домонгольского периода. Соединяет византийские и славянские черты. Построен по приказу Мстислава Черниговского, правившего дуумвиратом с братом – Ярославом Мудрым. Интерьер богато оформлен фресками. Фасад украшен особой кладкой и пилястрами.
Архитектура Новгорода отличалась доминированием местных традиций зодчества. Собор Святой Софии – новгородский храм, построенный на месте одноименного деревянного храма. Отличался от киевского храма Софии – больше ощутимы влияния местный архитектурных традиций. Новгородский храм более строгой формы, силуэт отличает монолитность. В XII веке в Новгороде усилилось стремление к строгости, простоте.
Во Владимиро-Суздальском княжестве смешались славянские, византийские, романские, кавказские черты – Дмитриевский, Успенский соборы, Покровский храм.
Строительство в Галичском княжестве характеризовалось значительным влиянием романских западноевропейских черт. Историки связывают развитие монументального зодчества в Галичской земле с владимиро-суздальскими влияниями.
XII век ознаменовался отказом от доминирования византийских традиций и переходом к славянским влияниям. Формируются галичская и переяславская школы зодчих. Их отличал местный колорит. К этим временам принадлежит Пантелеймоновская церковь в городе Галиче и Васильевская – в Киеве.
XII – XIII века ознаменовались упадком древнерусского государства. Единая традиция в постройке храмов прервалась. Храмовое строительство начало развивать индивидуальные черты. Развивалось в Новгороде, Москве, Пскове, Львове.