Школьная форма в России
Смольный институт «Смольный институт» - общераспространённое название Воспитательного общества благородных девиц. Его учредила императрица Екатерина II 5 Мая 1764 года в Петербурге. Это было первое в России закрытое женское учебное заведение, устроенное для девочек из благородных, но обедневших дворянских семей.
Воспитанницы Смольного
Форма в Российской империи 1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Форма была введена лишь для мальчиков и колебалась на грани штатском-военного костюма. Её фасон менялся 4 раза –в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.
Царскосельский лицей
Гимназический и студенческий мундиры входили в систему всех гражданских мундиров Российской империи, отличались изысканной простотой и являлись отличительным признаком принадлежности к высшему обществу.
1896 г –утверждено положение о гимназической форме для девочек В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе было несколько женских гимназий, то в них, как правило, форма была разного цвета.
Гимназистки. Начало XX века
Отмена школьной формы 1918 г. Декрет « О единой школе…» отменил форму учащихся, признав её наследием царско – полицейского режима С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки «гимназистка». С другой стороны форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.
Возвращение школьной формы 1949 г. Форму ввели вновь. Мальчиков одели в военные гимнастёрки, а девочек – в коричневые шерстяные платья с чёрным передником ( по праздникам – белым). Но уже через несколько лет серые гимнастёрки были заменены синими костюмами. Форма девочек со временем не изменилась.
Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер», и «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Форма для девочек
1980: Перестройка В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье.
гг. Старшеклассницы могут сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку и пиджак из синей полушерстяной ткани. Контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим.
Обязательные атрибуты Члены детских и молодёжных коммунистических организаций (октябрята, пионеры и комсомольцы) должны были носить соответствующий значок, пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
Октябрятские значки Пионерские значки
Школьники в 1980-е годы
Кадр из фильма «гостья из будущего»
Современная ситуация 1992 г. Отмена школьной формы во всех общеобразовательных учреждениях Российской федерации, согласно закону « Об образовании». Исключение тогда составили кадеты и курсанты военных училищ.
Форма в разных странах Великобритания
Япония
Китай и ЮАР
Северная Корея
Кения и Замбия
Индия
Австралия и Южная Америка
Варианты школьной формы
Плюсы школьной формы Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей. Форма исключает возможность конкуренции между учениками в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка
Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно- гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
Польза школьной формы также неоценима в том, что не дает излишней свободы. Разнообразная одежда очень сильно отвлекает от учебы. Если ученик любит свою школу, он будет с гордостью носить ее форму. Иногда прослеживается и обратная тенденция, когда школьник из- за красивой школьной формы проявляет больше положительных чувств к своей школе.