Что нам стоит дом построить? Голодок Алёна Алексеевна учитель начальных классов МКОУ СОШ 9 Г.Тавда
Очень разумными оказались наши предки. Особенно кропотливо они относились к постройке дома: ведь жить в нём предстояло пяти, а то и больше поколениям.
Прежде всего уделяется очень большое внимание выбору места для нового дома. Так, нельзя строить дом там, где раньше проходила дорога или стояла баня: в таком месте водится нечистая сила.
Выбирали участок, удобный с практической стороны: недалеко от реки, на пригорке, там, где обычно ложились отдыхать домашние животные. Осенью после уборки урожая, выбранное место окапывали по кругу, а в середину сажали берёзку.
Для строительства дома рубили деревья хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток. Молодые и старые деревья, а также сухостой были непригодны для этого. Священными считались одиночные деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви, поэтому их тоже не брали для постройки дома. Рубили в морозы, п.ч. Дерево считалось в это время мёртвым. Именно рубили, а не пилили: считалось, что так дерево лучше сохранится.
В глубокой древности строительство начиналось с жертвоприношения. В жертву домовому, который должен стать покровителем этого жилища, приносили домашнее животное или курицу и закапывали в угол будущего дома. Археологи при раскопках жилищ находят кости этих животных.
Сегодня при строительстве дома существует традиция закладывать монету в главный угол сруба.
Когда был поставлен сруб, брали самое крепкое дерево и укладывали матицу (центральная балка потолка). В неё вбивали крюк, к которому подвешивали люльку. Считалось, чем больше детей, тем богаче семья.
После этого ставили крышу- чело. Основной формой крыши у русских людей являлась двускатная крыша «конём», на «коня». Верхняя часть крыши называется и сегодня «конёк» – оберег дома от злых сил. Часто там помещали голову коня или петуха. Считалось, что изба – это колесница, запряжённая лошадями или птицами, несущаяся навстречу солнцу.
После того, как ставили крышу- вешали наличники (на лицо) с искусной резьбой. В окна «очи», связывающие дом с внешним миром, должно было заглядывать солнце: восходящее, полуденное, заходящее. Нижние прямоугольники наличников были символом засеянных полей.
Дом строить созывали всю деревню. За помощь расплачивались пирогами, сытным ужином. Когда хозяева входили в новый дом, впереди впускали петуха, курицу или кошку. Ночью хозяин в старом доме кланялся на все четыре стороны и приглашали домового пожаловать в новый дом. Хозяйка в старом доме последний раз топила печь, варила кашу, заворачивала горшок в чистое полотенце и, кланяясь во все четыре стороны, говорила: « Хозяин – батюшка, со женой, со малыми ребятами, поди в новый сруб, поди в новый дом ко старой скотинушке, ко старым людям». Затем печь гасили, а горшок с кашей переносили в новый дом. Там впервые зажигали огонь в новой печи и в ней доваривали принесённую кашу.
В новый дом переносили все предметы, которые являлись символами изобилия, плодородия и богатства: иконы, огонь, хлеб, соль, горшок каши, замешенное тесто. На новоселье приглашали родственников, которые обязательно приходили с хлебом и солью.
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ДОМА КРЕСТЬЯН
Под одной шляпой четыре брата стоят. Стол – один из основных предметов внутреннего убранства крестьянской избы. К нему относились с уважением и называли «Божьей ладонью». Именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям.
Печь в доме располагалась в противоположном от красного углу. Красный угол указывает на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу. Печь – на тьму, на заход.
Красный угол связан был с востоком или югом, а печь – с дождём и севером. В красном углу помещали иконы. На образа, на восток молились.
Границы дома должны защищать его обитателей от внешнего мира. Вход, окна, дымоход- связь с внешним миром. Существовало несколько символических способов очищения жилищ: Окрещивали двери, пороги, чтобы не проникла «нечистая сила». Прибивали на дверь найденную конскую подкову- приносит счастье. Чтобы не было пожара от молнии, мазали молоком косяки дверей и окон.
Важное место у дома - порог Перед порогом снимали шапку. Через порог руки не подавали. Через порог не здоровались. Гостя встречали за порогом и пропускали впереди себя. Всякий входящий в дом должен остановиться у порога и помолиться.
Что из угла в угол не переставишь? Шуба в избе, рукав на улице. Мать толста, Дочь красна, Сын храбёр- Под небеса ушёл. Шкаф большой, Дверцы маленькие, Кладут белое, Вынимают чёрное. Всем кто придёт, всем, кто уйдёт, руку подаёт.