История развития вычислительных средств
Кости с зарубками («вестоницкая кость», Чехия, 30 тыс. лет до н.э) Узелковое письмо (Южная Америка, VII век н.э.) узлы с вплетенными камнями нити разного цвета (красная – число воинов, желтая – золото) десятичная система Древние средства счета
Абак (Древний Рим) – V-VI в. Суан-пан (Китай) – VI в. Соробан (Япония) XV-XVI в. Счеты (Россия) – XVII в. Абак и его «родственники»
Леонардо да Винчи (XV в.) – суммирующее устройство с зубчатыми колесами: сложение 13-разрядных чисел Вильгельм Шиккард (XVI в.) – суммирующие «счетные часы»: сложение и умножение 6-разрядных чисел (машина построена, но сгорела) Первые проекты счетных машин
1614 г. - Шотландский математик Джон Непер опубликовал Описание таблиц логарифмов 1617 г. - Непер опубликовал трактат Счет с помощью палочек.
Блез Паскаль ( ) машина построена! зубчатые колеса сложение и вычитание 8-разрядных чисел десятичная система «Паскалина» (1642)
Вильгельм Готфрид Лейбниц ( ) сложение, вычитание, умножение, деление! 12-разрядные числа десятичная система Арифмометр «Феликс» (СССР, ) – развитие идей машины Лейбница Машина Лейбница (1672)
Разностная машина (1822) Аналитическая машина (1834) «мельница» (автоматическое выполнение вычислений) «склад» (хранение данных) «контора» (управление) ввод данных и программы с перфокарт ввод программы «на ходу» Ада Лавлейс ( ) первая программа – вычисление чисел Бернулли (циклы, условные переходы) 1979 – язык программирования Ада Машины Чарльза Бэббиджа
Перфокарты для «Аналитической машины» Работы по изготовлению «Аналитической машины» были прерваны смертью Ч. Бэббиджа. Полностью разностная машина Ч. Бэббиджа была достроена только в наше время в 1991 г. двумя инженерами Р. Криком и Б. Холловеем в Лондонском научном музее к 200-летию со дня рождения ее автора. Она состоит из 4000 деталей и может вычислять разности 7 порядка
Основы математической логики: Джордж Буль ( ). Электронно-лучевая трубка (Дж. Томсон, 1897) Вакуумные лампы – диод, триод (1906) Триггер – устройство для хранения бита (М.А. Бонч-Бруевич, 1918). Использование математической логики в компьютах (К. Шеннон, 1936) Прогресс в науке
1878 г. - русский математик и механик П.Л. Чебышев создает суммирующий аппарат г. - Владимир Яковлевич Буняковский - вице-президент Российской академии наук создает счетный механизм, основанный на принципе действия русских счетов г. - Петербургский инженер.Т. Однер конструирует арифмометр. Его модификация Феликс выпускалась в СССР до 50 - х годов г. - Американский топограф К. Шоулз изобретает первую пишущую машинку.
1885 г. - Американец У. Берроуз создает машину, которая печатает исходные цифры и результат вычислений.
1888 г. - В США Г. Холлерит создает особое устройство - табулятор, в котором информация, нанесенная на перфокарты, расшифровывалась электрическим током.
Конрад Цузе: Z1, Z2, Z3, Z4. электромеханические реле (устройства с двумя состояниями) двоичная система использование булевой алгебры ввод данных с киноленты Первый макет электронного лампового компьютера, Дж. Атанасофф двоичная система решение систем 29 линейных уравнений Первые компьютеры
Разработчик – Говард Айкен ( ) Первый компьютер в США: –длина 17 м, вес 5 тонн – электронных ламп –3000 механических реле –сложение – 3 секунды, деление – 12 секунд Марк-I (1944)
Хранение данных на бумажной ленте А это – программа… Марк-I (1944)
1949 г. - В кембриджском университете под руководством профессора М. Уилкса создана первая в мире вычислительная машина с хранимой программой ЭДСАК г. - Под руководством Дж. фон Неймана разработан компьютер MANIAC (Mathematical Analyzer Numerical Integrator ntand Computer).
Electronic Numerical Integrator And Computer Дж. Моучли и П. Эккерт Первый компьютер общего назначения на электронных лампах: длина 26 м, вес 35 тонн сложение – 1/5000 сек, деление – 1/300 сек десятичная система счисления 10-разрядные числа ЭНИАК (1946)
1951. МЭСМ – малая электронно-счетная машина электронных ламп операций в секунду двоичная система БЭСМ – большая электронно-счетная машина электронных ламп операций в секунду Компьютеры С.А. Лебедева
1963 г. - Создана первая мышка.
1928 г. - Американский математик Дж. Нейман сформулировал основы теории игр, ныне применяемых в практике машинного моделирования. Он сформулировал основные принципы, лежащие в основе архитектуры вычислительной машины г. - Английский математик А. Тьюринг выдвинул и разработал идею абстрактной вычислительной машины. Машина Тьюринга - гипотетический универсальный преобразователь дискретной информации, теоретическая вычислительная система.
Принцип двоичного кодирования: вся информация кодируется в двоичном виде. Принцип программного управления: программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности. Принцип однородности памяти: программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Принцип адресности: память состоит из пронумерованных ячеек; процессору в любой момент времени доступна любая ячейка. («Предварительный доклад о машине EDVAC», 1945) Принципы фон Неймана