Возникновение История появления рыцарей в Европе знает множество версий, однако большая часть исследователей сходятся в том, что основателями этого воинского движения были «русские». Кавычки здесь стоят потому, что это название имеет мало общего с сегодняшней Россией, хотя, несомненно, это племя тоже внесло свою лепту в нашу историю. Итак, племя, которое в Европе называли «русскими», в незапамятные времена обитало в Карелии, когда она еще не была частью материка. По утверждению дошедших до нас летописных источников, племя это представляло собой дружину, т.е. воинское объединение, где действовали строгие законы чести и верности. Вот вам и прототип рыцарского ордена. Когда в результате природного катаклизма остров оказался частью «большой земли», племя начало постигать новые территории, продвигаясь все дальше на запад. Кстати, те, кого в Европе называли русскими или расами, сегодня известны историкам как готы. Собственно, слово «рыцарь» происходит именно из их языка. Не требуется быть специалистом в лингвистике, чтобы установить явное сходство этого слова с готским «русар». Готы, буквально, ворвались в Европу на своих боевых конях, положив конец римскому владычеству и принеся с собой начало новой эпохи – средневековья, а вместе с ней началась и история рыцарства. Первоначально, искаженное слово готское «риттер» считали названием всех воинов, не зависимо от звания и рода войск. Лишь оценив преимущества конницы (благодаря тем же готам), европейские правители выделили всадников в отдельную привилегированную группу
Оставив свою исконную территорию, готы, однако, не забыли особый «дружинный» кодекс, на котором строилась вся их воинская иерархия. Не собирались они и принимать обычаи европейских полков. Так, сохраняя собственные понятие о добродетели и чести, они превратились из конницы, выделилась рыцарская группа. Кстати, примерно тот же кодекс чести действовал в это время и на Руси. Только вместо рыцарей здесь были витязи (или дружинники). Идеалы христианства легко вписались в собственную систему ценностей, как рыцарей, так и витязей. До наших дней дошло предание о том, что после распятия тело Христа было перевезено в северные земли (т.е. предположительно, на территорию трусов). Племя, проживавшее там, обязалось защищать и оберегать реликвию, образовав, тем самым, первый религиозно-воинский орден.
Для многих рыцарские турниры являются символом и неотъемлемым атрибутом эпохи средневековья. Многократно описанные в исторических романах, они не дают покоя нашему воображению, и мы почти ясно слышим рев ликующей толпы, приветствующей своего любимца, видим сияющие латы рыцарей и благосклонные улыбки дам. Через какое-то мгновение весь этот блеск и красота утонут в лязге оружия, померкнут от пыли, грязи и крови из полученных ран. Но от этого турниры не станут менее привлекательными для нашего воображения. В эпоху средневековья такие «показательные выступления» давали рыцарям возможность лишний раз продемонстрировать свою ловкость, храбрость и благородство. Кроме того, здесь оттачивалось мастерство новичков, которые после многих лет обучения решались заявить о себе, открывая подобными боями список своих подвигов. Рыцарские турниры
До наших дней дошли сведения о трех разновидностях рыцарских турниров, в разное время проходивших по всей Европе. Самой ранней формой можно считать ристалище, мероприятие довольно масштабное и зрелищное. На поле боя встречались два конных отряда, и, по знаку хозяина турнира, начинали сражение. Однако в пылу борьбы разгоралось самое настоящее сражение, щадить противника никто и не думал, а потому большинство участников турнира с поля боя попадало на церемонию отпевания. Поэтому вскоре ристалище пришлось строго регламентировать, а затем и вовсе упразднить. На смену ему пришел более изящный и красочный тип турнира под названием «джостра». Всадники сходились один на один, укомплектованные специальным турнирным оружием, которым невозможно было специально нанести смертельную рану. В джостре действовали строгие правила, согласно которым при поединке на копьях, бить противника следовало как можно выше пояса. Желательно, в голову или плечо. При поединке на мечах, часть ударов также оставалась под запретом. Однако даже благородная джостра ушла в прошлое, уступив место багардо, представлявшему собой уже не поединок, а простую демонстрацию ловкости и выправки. Впоследствии эта разновидность турнира стала частью увеселительных парадов и карнавалов.
Наказания рыцарей Данные рыцарям права и привилегии предполагали и большую ответственность за неисполнение клятв и нарушение кодекса чести. За проступками следовало жестокое наказание вплоть до смертной казни. Воин, уличенный в измене или ином тяжком и недостойном его звания грехе, подвергался разжалованию и позорному изгнанию из дворянского общества и страны, если вообще оставался в живых. На подобной печальной церемонии, как правило, присутствовали все представители рыцарского сословия, а также церковный синод. Осужденного прилюдно возводили на эшафот, где на позорном столбе уже висел перевернутый щит рыцаря. С преступника поочередно снимали все доспехи, лишали званий, наград и поместий. Затем церковнослужители предавали его вечному проклятию и заживо отпевали, лишая имени и статуса. Затем следовала смертная казнь или, в лучшем случае, изгнание. Позор, который навлек на себя разжалованный и проклятый рыцарь, распространялся на несколько поколений его рода.
За менее существенные проступки следовало и менее суровое наказание. Правда, печать позора все равно надолго оставалась на всем роду рыцаря. В основном, обвинения отражались на гербе дворянского дома, его гордости. Часто, перевернутый щит провинившегося выставлялся на всеобщее обозрение у позорного столба. Затем с него стирался весь герб или отдельные части, иногда его просто перекрашивали или добавляли определенную символику, соответствующую совершенному преступлению. Кстати, покарать рыцаря, таким образом могли не только за ложь или нечестивое поведение, но и за пьянство. Справедливости ради следует сказать, что рыцарю почти всегда предоставлялась возможность оправдаться, сразившись с одним из обвинителей. Правда оставалась за победителем, а проигравший нес положенное наказание. Если исход поединка оказывался смертельным, то павший уже посмертно был разжалован и проклят, а тело его отправляли в выгребную яму.