Обучение информатике в начальной школе это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике в начальной школе: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с базовой системой понятий информатики; получение предметных знаний, умений и навыков.
Воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией также является целью обучения информатике и ИКТ. Знания об окружающем нас мире – это внутренний мир человека, отражение реальной действительности. Поэтому от внутреннего мира каждого человека и от его мышления зависит качество собственной жизни и качество жизни всего человечества.
В начальной школе ученики должны: научиться осознанно применять общие учебные умения и навыки; осознанно использовать в своей учебной деятельности устную и письменную речь, кодирование, компьютер как универсальный инструмент для создания информационных объектов, их преобразования, хранения и передачи; понимать взаимосвязь первоначальных понятий информатики; получить первоначальные знания; освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры
Содержание курса строится на основе трех основных идей: 1. элементарное изложение школьного курса информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере; 2. разделение в представлении школьника реальной и «виртуальной» действительности, где под «виртуальной действительностью» понимаются, например, компьютерные модели; 3. формирование и развитие умения описывать объекты реальной и «виртуальной» действительности на основе умений представлять (кодировать) информацию в различных формах и на различных носителях в виде текста, рисунков, таблиц, схем, двоичных чисел и т. д.
В ходе изучения информатики происходит активное развитие определенных видов мышления: системного мышления способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих единое целое; алгоритмического мышления умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий ; объектно-ориентированного мышления умения работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих действий, выполняемых над этими предметами; формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.
В процессе обучения информатике также происходит развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию, самостоятельности и творческой активности, а это, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей и формированию общей информационной культуры младшего школьника.