Мне 62 года, я родился в Тифлисе в 1849 г.»
Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец, Юлий Федорович Витте ( ), член совета кавказского наместника. Мама, Екатерина Андреевна Фадеева. Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец, Юлий Федорович Витте ( ), член совета кавказского наместника. Мама, Екатерина Андреевна Фадеева. Учился в I кишинёвской русской гимназии. В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора. Учился в I кишинёвской русской гимназии. В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.
Посвятил себя более денежному железнодорожному делу. Поступил на службу в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта. Посвятил себя более денежному железнодорожному делу. Поступил на службу в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта. После образования «Общества Юго-Западных железных дорог» работал начальником эксплуатационного отделения при правлении в Петербурге (в 1879), с 1880 начальник эксплуатации (в Киеве). В 1883 опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов.
В 1886 занял пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог» (Киев). Добился роста эффективности и прибыльности: проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.). В 1886 занял пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог» (Киев). Добился роста эффективности и прибыльности: проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.). В этот период познакомился с императором Александром III. С.Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С.Витте после крушения царского поезда в В этот период познакомился с императором Александром III. С.Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С.Витте после крушения царского поезда в марта 1889 назначен начальником Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Получал доплату к жалованью из личных денег императора с целью компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу. 10 марта 1889 назначен начальником Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Получал доплату к жалованью из личных денег императора с целью компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу.
«Национальная экономия и Фридрих Лист» В 1889 опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером. В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С.Витте. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности г. Министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов
В конце министр финансов, который занимал в течение 11 лет. Вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали. В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной. Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений. С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации. Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.
Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С.Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.
В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур. В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор.
В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Эта должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства. Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров. Летом 1905 Николай II посылает Витте в Портсмут (США) для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведён в звание графа. Удалось присоединить половину Сахалина, получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский». Летом 1905 Николай II посылает Витте в Портсмут (США) для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведён в звание графа. Удалось присоединить половину Сахалина, получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».
В 1905 г. под руководством Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства Государственную думу. В 1906 г. провёл успешные переговоры с Францией о получении крайне необходимого займа. Одновременно осуществил проект по улучшению имиджа России в глазах общественного мнения Франции. Витте был одним из первых российских политиков, осознавших важность влияния на общественное мнение. Витте был оправлен в отставку 22 апреля 1906 года.
Воспоминания виднейшего государственного деятеля царской России Сергея Юльевича Витте воссоздают широкое полотно русской политической жизни, увиденное глазами одного из наиболее дальновидных представителей правящего класса.
Начинается с повествования о детстве и юности до начала государственной деятельности. Затем автор переходит к рассказу о головокружительной карьере, сделанной им при Александре III
Второй том рассказывает о событиях первых лет нового царствования до грозовых октябрьских дней 1905 г.
Третий том охватывает историю появления Манифеста 17 октября, деятельность Витте на посту председателя Совета министров и обзор последующей политики царского правительства глазами уже отставного сановника.
Все наши сведения о том, как писались мемуары Витте и как выглядели рукописи, оставшиеся после его смерти, ограничиваются тем, что сообщил об этом в своих вступительных замечаниях к берлинскому изданию И.В.Гессен. Он цитирует несколько записей Витте, которые позволяют установить время и обстоятельства, при которых была написана та или иная часть мемуаров. Наиболее интересна в этом отношении воспроизведенная в первом томе берлинского издания фотокопия последней страницы рукописных заметок Витте, относящейся к октябрю 1912 г., которую условно можно считать его литературным завещанием. Все наши сведения о том, как писались мемуары Витте и как выглядели рукописи, оставшиеся после его смерти, ограничиваются тем, что сообщил об этом в своих вступительных замечаниях к берлинскому изданию И.В.Гессен. Он цитирует несколько записей Витте, которые позволяют установить время и обстоятельства, при которых была написана та или иная часть мемуаров. Наиболее интересна в этом отношении воспроизведенная в первом томе берлинского издания фотокопия последней страницы рукописных заметок Витте, относящейся к октябрю 1912 г., которую условно можно считать его литературным завещанием.
Первая из них, датированная 5 октября 1912 г., гласит: "Я оканчиваю свои заметки и если буду писать, то в порядке страниц начиная с 364 (продолжение настоящей), касаясь более современных обстоятельств, которых я не касался в моих стенографических диктовках, потому, что считал это невозможным. 5 октября 1912 г. Биарриц". Первая из них, датированная 5 октября 1912 г., гласит: "Я оканчиваю свои заметки и если буду писать, то в порядке страниц начиная с 364 (продолжение настоящей), касаясь более современных обстоятельств, которых я не касался в моих стенографических диктовках, потому, что считал это невозможным. 5 октября 1912 г. Биарриц".
Гр. Витте. 11/24 октября 1912 г.".
Источники написания мемуаров В предисловии перечисляются все категории документов, на основании которых была составлена работа. Их три. Материалы, уже ранее подвергавшиеся обработке в особых изданиях и трудах", т.е. ведомственные обзоры, изданные в разное время для служебного пользовании. Материалы из личного архива Витте, "особо секретные документы" и переписка, не вошедшие в состав "сводных трудов" ведомственного происхождения Заметки графа С.Ю.Витте, которые набрасывались им по мере изготовления и редактирования" работы.
Летом 1907 года Витте приступил к работе над "рукописными заметками", которые он назвал в предисловии "воспоминаниями« [ же без всяких оговорок, причем не ставил их в связь с "Возникновением русско- японской войны", а подчеркивал их совершенно самостоятельный характер. Витте писал свои рукописные заметки за границей и закончил над ними работу в октябре 1912 г. Зимой гг., находясь в Петербурге, он начал параллельно диктовать "стенографические рассказы", тематически самым тесным образом связанные с рукописными заметками и во многом их повторяющие. Эти рассказы начинаются воспоминаниями о детстве и доведены до 1911 г. Так появилась еще одна составная часть мемуаров.
Витте, Сергей Юльевич. Воспоминания: в 3 т. Ленинград: Гос. изд-во, Т.3: Детство. Царствования Александра II и Александра III. ( ) Витте, Сергей Юльевич. Воспоминания: в 3 т. Москва; Петроград: Гос. изд-во, Т.2: Царствование Николая II (1894-октябрь 1905) Витте, С. Ю. Воспоминания / С. Ю. Витте. М:, 1960.Т.I: : Детство. Царствования Александра II и Александра III Витте, С. Ю. Воспоминания. Т.1, ( ). Детство. Царствование Александра II и Александра III: в 3 т. М: Скиф Алекс, 1994 Витте, С.Ю. Воспоминания, мемуары / С.Ю. Витте. Минск, Харвест: АСТ, 2001 Витте, Сергей Юльевич. Из архива С.Ю. Витте: Воспоминания / С.Ю. Витте; РАН. Санкт-Петербургский институт истории; Колумбийский университет в Нью-Йорке ; 2003
Игнатьев, А.В. С.Ю. Витте - дипломат / А.В. Игнатьев. М.: Международные отношения, с. Сергей Юльевич Витте и его время конец XIX – начало XX века. Витте, С.Ю. Воспоминания, мемуары / С.Ю. Витте. Минск; Москва: Харвест: АСТ, 2001 Б.В.Ананьич, Р.Ш.Ганелин. Опыт критики мемуаров С.Ю. Витте //