МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Урок литературы в 7 классе по программе Г.И.Беленького Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна
А.С.Пушкин «Полтава»
Известен большой интерес А.С.Пушкина к истории России, особенно к петровскому времени. Полтавскую битву поэт считал одним «из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага…» А. С. Пушкин запечатлел в поэме великий исторический момент в судьбе России, поэтически воссоздав картину Полтавского сражения. И сколько бы не прошло времени с тех пор, читатель, открывая новые пушкинские страницы, вновь переносится в далекое прошлое, мысленно видит теснимые русскими войсками полки шведов, испытывает торжество победы.
Послушаем поэму. В какой роли выступает Пушкин при описании Полтавской битвы? Почему так важна для России победа в этом сражении?
Задание: Перечитать отрывок и сказать, в какой последовательности какие события изображает поэт. Составить план. План 1.Первый утренний бой. 2.Описание Петра: а) появление Петра; б) Петра приветствуют полки; в) Петр совершает смотр войск. 3.Карл дает сигнал к сражению. 4.Полтавский бой. 5.Победа. 6.Пир у Петра.
Объясните значение слов поэмы: «Горит восток зарею новой…». Назовите вид тропа, использованного А.С.Пушкиным.
Как поэт изображает наступающий день? Выделите только глаголы. Какую роль они играют?
Петр IКарл XII Необыкновенен, грозен для врага «Бледен, недвижим» Это порыв, стремлениеНемощь короля символизирует закат его государства Воплощает в себе динамическую силу И энергию молодого государства Беспомощен, слаб, «слабым манием руки на русских двинул он полки» Участвует в боюНе принимает участия в бою.
1)Выучить наизусть одну из частей. 2)Подготовить устную сравнительную характеристику Петра и Карла по плану с приведением примеров в виде цитат.