ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Богачёва Н.В., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 с углубленным изучением Богачёва Н.В., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов г.Шебекино Белгородской области» отдельных предметов г.Шебекино Белгородской области»
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТ ( лат. projectus – брошенный вперёд) имеет несколько близких по смыслу значений. Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства. устройства. Предварительный текст какого-нибудь документа. Предварительный текст какого-нибудь документа. Замысел, план. Замысел, план. Толковый словарь Ожегова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. Толковый словарь Ушакова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Занятие, труд. 2.Работа каких-нибудь органов, а также сил 2.Работа каких-нибудь органов, а также сил природы. природы. Толковый словарь Ожегова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте дея- тельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. тельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. «ЧЕЛОВЕК РОЖДЁН ДЛЯ МЫСЛИ И ДЕЙСТВИЯ», - говорили древние мудрецы. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ являются американский философ и педагог ДЖОН ДЬЮИ и его ученик УИЛЬЯМ ХЕРД КИЛПАТРИК. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и ус- воении знаний, умений и навыков, Дьюи предположил, обучение «путём делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учите- ля из лекторов должны превратиться в консультантов и сотруд- ников.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ, ТАК КАК ЦЕЛЬ – ВОСПИТАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ. ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ, ТАК КАК ЦЕЛЬ – ВОСПИТАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ особенно способствует развитию коммуникативной компетент- особенно способствует развитию коммуникативной компетент- ности у младших школьников: дети учатся общаться друг с дру- гом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и дока- зывать свою точку зрения. ности у младших школьников: дети учатся общаться друг с дру- гом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и дока- зывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учат оценивать результат своей деятельности и деятельности других; Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учат оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учат выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средст- ва наглядности.
ЛЮБОЙ ПРОЕКТ ИМЕЕТ ДВА АСПЕКТА: для ученика – это возможность творческой деятельности, направ- ленной на решение интересной для себя или группы ленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно предста- детей проблемы, результаты которой можно предста- вить в любой самостоятельно выбранной форме; вить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребёнка в ходе познания. влиять на развитие ребёнка в ходе познания.
ОСНОВНЫМИ ЭТАПАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ: определение тематического поля и темы проекта, поиск и ана- определение тематического поля и темы проекта, поиск и ана- лиз проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; лиз проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требования к продукту, составление плана работы, распределение обязан- ностей; обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требования к продукту, составление плана работы, распределение обязан- ностей; выполнение запланированных технологических операций, вне- сение необходимых изменений; выполнение запланированных технологических операций, вне- сение необходимых изменений; подготовка и защита презентации; подготовка и защита презентации; анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ, что большинство детей ещё не имеют постоянных увлечений. что большинство детей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, при- ступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, при- ступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Учитывая их возрастные и психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновремен- но несколько направлений деятельности. Учитывая их возрастные и психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновремен- но несколько направлений деятельности.
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Авторы – составители Авторы – составители М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И. Самохвалова, Ю.А. Родионова, Е.И. Самохвалова, Ю.А. Родионова, О.Ю. Эктова, Т.А. Гордиенко, О.Ю. Эктова, Т.А. Гордиенко, Т.Е. Силаева Т.Е. Силаева Пособие знакомит с опытом работы учителей начальных классов по организации проектной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время. Пособие содержит рекомендации, разработки проектов, сценарии мероприятий, ставшие итогом выполнения проектов. Пособие содержит рекомендации, разработки проектов, сценарии мероприятий, ставшие итогом выполнения проектов.
Ещё одно пособие знакомит с опытом работы учителей по организации проектной деятельности учащихся Авторы составители Авторы составители М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнёва, М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнёва, Н.И. Ильина, И.Ю. Гайтукаева, Н.И. Ильина, И.Ю. Гайтукаева, Е.В. Волкова, С.Н. Иванова Е.В. Волкова, С.Н. Иванова В пособии предложена программа «Младший школьник– юный ис- следователь» и разработки занятий, которые предполагают посте- пенное формирование у детей исследовательских навыков. Опи- сания проектов, которые позволяют увидеть возможности включе- ния проектной деятельности в структуру занятия и внеклассной работы.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧЕНИКА Автор Савенков Александр Ильин Автор Савенков Александр Ильин
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА Учитель: Богачёва Н.В Учитель: Богачёва Н.В «ТВОИ РОДНЫЕ. КАКИМ БЫЛ МОЙ ДЕДУШКА» «ТВОИ РОДНЫЕ. КАКИМ БЫЛ МОЙ ДЕДУШКА» Гордится славою своих предков Гордится славою своих предков не только можно, но и должно; не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное не уважать оной есть постыдное малодушие. малодушие. А.С. Пушкин А.С. Пушкин На Руси, как древней, так вплоть до 40-х годов России ХХ века, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако лю- ди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. ди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМА Изучая на уроках окружающего мира тему «Что такое семья», столкнулась с социальной проблемой: ученица не знала своего дедушку по материнской линии. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории жизни своих членов семьи в современной ситуации является одной из зна- чимых. чимых. С учётом этого и была выбрана тема исследования. Тема исследования – «Твои родные» Тема исследования – «Твои родные» Тип проекта: проектно-исследовательский Тип проекта: проектно-исследовательский Тип проекта по предметной области: внепредметный Тип проекта по предметной области: внепредметный Тип проекта по форме: индивидуальный. Тип проекта по форме: индивидуальный. Объект исследования – дедушка. Объект исследования – дедушка. Цель исследования – узнать, каким был дедушка при жизни, где он родился и почему его называли «яркой» личностью. Цель исследования – узнать, каким был дедушка при жизни, где он родился и почему его называли «яркой» личностью.
Задачи: провести опрос среди родных, собрать и проанализировать материал, сделать выводы. В основу гипотезы исследования составило предположение о том, В основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения жизненного пути дедушки у ребёнка с членами семьи установиться ещё более тесная связь во взаи- моотношениях. что в результате изучения жизненного пути дедушки у ребёнка с членами семьи установиться ещё более тесная связь во взаи- моотношениях. Продукт исследования : презентация. Продукт исследования : презентация. Механизм реализации проекта проходит в рамках школы при тесном взаимодействии в триаде «учитель – ученица – родитель». Механизм реализации проекта проходит в рамках школы при тесном взаимодействии в триаде «учитель – ученица – родитель». ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: I. Подготовительный (погружение в проект): тема, цель, зада- I. Подготовительный (погружение в проект): тема, цель, зада- чи, поиск источников, разработка проекта, изучение ведения проектной деятельности. чи, поиск источников, разработка проекта, изучение ведения проектной деятельности.
II. Поисково-исследовательский: определение источников инфор- мации, письмо-обращение к родителям с просьбой включиться мации, письмо-обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта, проведение поисково-исследовательской деятельности. в работу проекта, проведение поисково-исследовательской деятельности. III. Трансляционно-оформительский: работа над презентацией. IV. Заключительный этап: защита проекта. V. Результат и оценка. V. Результат и оценка.