сказы БАЖОВА
Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.
На Урале в устной передаче слышали сказы, вероятно, многие, но только Бажову удалось собрать и огранить их точно так, как исстари гранят камни-самоцветы, С точки зрения Бажова, историческую ценность народных преданий, рассказов рабочих нужно видеть прежде всего в отражении взглядов народных масс на факты, события прошлого. Знание писателем истории края помогло ему уяснить особенности уральского фольклора и местных диалектов.
Родился Павел Петрович Бажов в рабочей семье Петра Васильевича и Августины Степановны Бажовых в городе Сысерти 27 января 1879 года. О своем детстве Павел Петрович пишет в книгах «Уральские были», «Зеленая кобылка», «Дальнее близкое» и в авторском предисловии к книге «Малахитовая шкатулка».
В них можно узнать не только о жизни и деятельности писателя, но и о далеких годах становления самобытного богатейшего индустриального края. С детства Павел Бажов очень много слышал рассказов о Медной горе от бабушки и отца. Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому многие действия его сказов протекают в этих городах. В очерках «Уральские были» уже использовались такие наблюдения, воспоминания, которые позднее в художественной обработке вошли в сказы «Малахитовая шкатулка».
Недавно мы прочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка». Он очень похож на сказку, не правда ли? Он похож на сказку, но это не сказка. В детстве все мы читали русские народные сказки. Давайте вспомним ваши самые любимые.
Сказка – повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно- фантастическим миром фольклора.
Для того, чтобы сравнить эти два жанра, нам необходимо: найти общее между ними; найти различия;
В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы- Яги. Вспомните такие сказки. А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?
В сказе действительно есть переход героя в иной мир: «И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется». Реален ли мир Хозяйки или волшебен?
А вы знаете, что цифра «3» – священное число для сказок? Вспомните, чего в сказках бывает по три. три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания. Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?
Три испытания Степана: какие? Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника. Второе испытание: на верность невесте. Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.
Табу. Его нарушение. Табу – система запретов на совершение определенных действий. В сказках герои постоянно сталкиваются с какими-то запретами. Какими? И нарушение этих табу зачастую приводит к печальным последствиям. А нарушает ли какие-то запреты Степан в сказе?
А теперь давайте вспомним, как обычно начинаются сказки. «Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…». Подобное традиционное начало в фольклоре называется «зачином». А как начинаются сказы Бажова?
Мы видим, что сказы Бажова начинаются как обычные рассказы реалистического содержания. Указывается не абстрактное место (тридевятое царство), а вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки. И определенное время: 19 век.
Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века. Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте. Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров; крепостное право, вольная грамота; Санкт-Петербург – центр жизни России…
А теперь сравним конец сказа и сказки. Чем всегда заканчиваются сказки? Несмотря на нарушение запрета герой получает второй шанс. А чем кончаются сказы Бажова? Почему герой не получает второго шанса?
Итак... В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает; В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья; В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом. Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.
Вывод: Сказ и сказка имеют общие фольклорные элементы, характерные для устного народного творчества; Сказ от сказки отличается тем, что в нем представлены реальные факты реального времени и его конец закономерен.
Мы разобрались, чем отличается сказ от сказки. Попробуйте самостоятельно дать определение жанру сказа. Назовите сказы Бажова по иллюстрациям