Авторы: Косинова Наталья Алексеевна Радевская Ольга Олеговна Научный руководитель: Белозерских Наталья Андреевна МОУ Большебыковская средняя общеобразовательная школа Красногвардейского района Белгородской области
Цель работы Выявить символику русских народных сказок, откуда пришли к нам литературные герои, есть ли прототипы? Как герои народных сказок связаны с реальной жизнью народа, историей страны? Связаны ли сюжеты народных сказок с православной верой, где мы находим такое отражение?
Традиционная классификация народных сказок Бытовые Волшебные Сказки о животных
Астрологические сказки Время года Время суток
Классификация русских народных сказок Для детей Для подростков Для взрослых «Колобок», «Репка» волшебные: «Гуси-лебеди» бытовые, «Курочка ряба» «Царевна-лягушка» и т.д
Баба-Яга – главная героиня волшебных сказок Кто она: -Умершая женщина? -Божественная сущность? -Глава потустороннего мира? -Отрицательный или положительный персонаж? 1.«Яга« огнь огонь» 2. Яга – это уже явно восточное «ага», вероятно бывшее в ходу не только в Турции, но и до нее, еще в Византии
Жители тридевятого царства (царства мертвых) Кощей Бессмертный Баба-Яга Лешие, Кикиморы, Русалки, Водяные
Иван да не дурак 1. У него нет практической мудрости: он простодушен, незлобив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Именно таких качеств не хватает нам. 2. Он же Иван IY, он же Василий Блаженный, а для победивших его врагов – Иван-дурак.
Образ Жар-птицы Птица счастья Жар Петух Орел 1.«И отправился царевич за пером Жар-птицы» 2.«В некотором царстве в некотором государстве, именуемом Византийской империей, в состав которого входила и Русь, золотой имперский орел повадился слишком часто зерно на Руси клевать». /Золото, имеющее желтый цвет, легко ассоциируется с раскаленным до желтизны куском металла, который можно было увидеть у кузнецов. Отсюда – идея жара. Золото как жар горит./ Вывод: перо Жар-птицы – это кусочек счастья иметь.
Выводы и результаты исследования 1. Сущностью сказки является выражение несогласия с жизненными реалиями, выражаемого посредством словесной «победы». Это свойственно психологии человека. Поражение, выдаваемое за победу, победа, принимаемая за поражение. 2. Сами Евангелия, хотя и не считаются сказкой, тоже содержат идею конечной победы через сказочный сюжет воскрешения, соответствующий появлению героя из кипящего котла целым и невредимым, и даже ставшим краше прежнего.
Выводы и результаты исследования 3. Герои р.н.с. можно разделить на волшебных персонажей, корни их появления относятся к языческой Руси или уходят в Евангельские сюжеты, но все они представители загробного мира; реальные персонажи, в которых народ видел защитников Руси, борцов с силами зла, охотниками за счастьем, прославляющих добро и справедливость.
Культура это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания. Ю. Лотман