Южная ссылка А.С.Пушкина Урок литературы 10 класс Урок литературы 10 класс Фищева Н.С., учитель русского языка и литературы, МОУ ОСШ 3 г.Нягань.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Южная ссылка А.С.Пушкина Урок литературы 9 класс Урок литературы 9 класс.
Advertisements

В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт.
Южная ссылка Александра Сергеевича Пушкина ( ) Prezentacii.com.
Пушкин на Юге Южная ссылка Пушкина как этап жизни и творчества поэта.
Александр Сергеевич Пушкин «Пушкин в Гурзуфе» …И сети разорвав, где бился я в плену, Для сердца новую вкушаю тишину. В уединении мой своенравный.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Русская природа в стихотворениях А.С.Пушкина. Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес; В безвмолвной тишине почили дол и рощи, В седом тумане.
Разработка учителя литературы школы 3 им. И.А Флёрова Бабенко Г.А. г. Балашиха 2012 год.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Катаргина Галина Александровна. Учитель русского языка и литературы МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа» п. Головино.
Обучение анализу лирического произведения. мировоззрение художника романтическая элегия русские поэты – романтики проникновенный лиризм светлая печаль.
Великий русский поэт А. С. Пушкин был выслан царской администрацией на три года из столицы России. 21 сентября 1820 он прибывает в Кишинэу и останавливается.
Адресаты любовной лирики Пушкина. Мария Волконская ( Раевская ) Мария Николаевна Раевская – дочь генерала Николая Николаевича Раевского, жена декабриста.
Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества А.С.Пушкина. Невозможно повторить Пушкина. Н.В.Гоголь.
«И пробуждается поэзия во мне…» Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы Гв(с)ОУ «РЦО» г. Сыктывкара.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Тема любви в творчестве А.С.Пушкина. Любовь Пушкина к Анне Керн Стихотворение «Я помню чудное мгновение…» - посвящено Анне Керн, которая покорила сердце.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Пушкин в Кишинёве. Работа ученика 9б Сапожникова Олега.
Анализ элегии - О чем размышляет поэт? - Какие слова помогают понять мироощущение лирического героя? - Что он чувствует? - К какому литературному направлению.
Транксрипт:

Южная ссылка А.С.Пушкина Урок литературы 10 класс Урок литературы 10 класс Фищева Н.С., учитель русского языка и литературы, МОУ ОСШ 3 г.Нягань

Задание: Слушая шум моря и созерцая морской пейзаж (гиф-анимация), напишите миниатюру по первым стихотворным строкам: «Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман…»

Цель: Установить связь между фактами биографии А.С.Пушкина и художественными особенностями «южных поэм» и романтических стихотворений поэта. Задачи: 1. Познакомиться с основными событиями жизни А.С.Пушкина в период южной ссылки. 2. Повторить особенности романтического мироощущения в литературе. 3. Обзорно представлять творчество поэта г.г. 4. Выяснить отличительные особенности романтических произведений А.С.Пушкина.

17 мая Пушкин прибыл в Екатеринослав на место службы. Не приступив к своим служебным обязанностям, искупавшись в Днепре, простудился и Инзов отпустил лечиться на Кавказ на 2 месяца. По дороге в Гурзуф на палубе брига «Мингрелия» Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», ставшую началом романтического периода в творчестве поэта. В Гурзуфе жил до сентября: читал любимых поэтов-романтиков (Байрона, А.Шенье), «купался в море и объедался виноградом». В обратный путь в сентябре Пушкин отправился верхом через Крым (Алупка, Симеиз, Севастополь, Бахчисарай, Симферополь), через Одессу в Кишинёв, куда к тому времени была перенесена канцелярия генерала Инзова. В Кишинёве Пушкин прожил с сентября 1820 по июль 1823 года, и эти годы стали заметным этапом в его жизни. 17 мая Пушкин прибыл в Екатеринослав на место службы. Не приступив к своим служебным обязанностям, искупавшись в Днепре, простудился и Инзов отпустил лечиться на Кавказ на 2 месяца. По дороге в Гурзуф на палубе брига «Мингрелия» Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», ставшую началом романтического периода в творчестве поэта. В Гурзуфе жил до сентября: читал любимых поэтов-романтиков (Байрона, А.Шенье), «купался в море и объедался виноградом». В обратный путь в сентябре Пушкин отправился верхом через Крым (Алупка, Симеиз, Севастополь, Бахчисарай, Симферополь), через Одессу в Кишинёв, куда к тому времени была перенесена канцелярия генерала Инзова. В Кишинёве Пушкин прожил с сентября 1820 по июль 1823 года, и эти годы стали заметным этапом в его жизни.

Главный мотив элегии «Погасло дневное светило…» прощание с отрочеством и юностью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена: Главный мотив элегии «Погасло дневное светило…» прощание с отрочеством и юностью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена: И чувствую: в очах родились слезы вновь; Душа кипит и замирает; Мечта знакомая вокруг меня летает; Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман...

Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни радость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность дружеских уз. Пафос стихотворения романтический: все мысли приходят на ум лирическому герою ночью, вдали от родных мест. Природа, окружающая поэта, также романтична: это и море ночное, и «послушное ветрило», и окутывающий водную гладь туман. Разрыв с прошлым не лишен сожалений, но в будущее поэт хотел бы взять с собой все самое лучшее: Земля, отдаленный берег, который видится лирическому герою в ночном сумраке, возрождает надежду на счастье, любовь. Поэтому его не страшит ни «угрюмый океан», ни шум «послушного ветрила». Элегические мотивы произведения вызывают не томление и меланхолию, а тихую грусть, умиротворение. Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни радость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность дружеских уз. Пафос стихотворения романтический: все мысли приходят на ум лирическому герою ночью, вдали от родных мест. Природа, окружающая поэта, также романтична: это и море ночное, и «послушное ветрило», и окутывающий водную гладь туман. Разрыв с прошлым не лишен сожалений, но в будущее поэт хотел бы взять с собой все самое лучшее: Земля, отдаленный берег, который видится лирическому герою в ночном сумраке, возрождает надежду на счастье, любовь. Поэтому его не страшит ни «угрюмый океан», ни шум «послушного ветрила». Элегические мотивы произведения вызывают не томление и меланхолию, а тихую грусть, умиротворение.

И. Айвазовский Прощание А.С. Пушкина с морем. Дом-музей А.С.Пушкина в Кишиневе Дом –музей А.С.Пушкина в Гурзуфе

Характерное для романтиков ощущение двоемирия здесь в повседневной жизни человек ходит на службу, заботится о пропитании, об одежде, решает самые обычные житейские вопросы, но одновременно с этим романтик ощущает себя принадлежащим ещё одному миру там он представляет себя, например, особым избранником, которого не понимают окружающие, поэтому он бежит от пустой и бездушной «толпы» и в уединении посвящает себя сложнейшим вопросам о смысле жизни, о судьбах народов и т.п

Формы романтического поведения человек испытывает одиночество, разочарованность, равнодушие к жизни и удовольствиям, «преждевременную старость души», как следствие, к нему приходит неутолимое желание странствовать, скитаться и грустить при этом о покинутой родине (о преданной любви, об оклеветанной дружбе и т.д.), он понимает с тоской, что впереди полная неизвестность…

В Крыму Важный этап в творчестве А.С.Пушкина - хотя он продолжался всего нескольких недель. Необычный экзотический мир Кавказа, незнакомая речь и нравы горцев воспринимались поэтом как особенный романтический мир, как романтическое там. Сама жизнь «помогала» романтизму Пушкин поселился в стоящем на отшибе доме Инзова и остался там жить после землетрясения, в полуразрушенном доме, окружённом запущенным разросшимся виноградником и пустырём. Всё это точно соответствовало образу «беглеца», «добровольного изгнанника», каковым себя Пушкин в то время ощущал. Важный этап в творчестве А.С.Пушкина - хотя он продолжался всего нескольких недель. Необычный экзотический мир Кавказа, незнакомая речь и нравы горцев воспринимались поэтом как особенный романтический мир, как романтическое там. Сама жизнь «помогала» романтизму Пушкин поселился в стоящем на отшибе доме Инзова и остался там жить после землетрясения, в полуразрушенном доме, окружённом запущенным разросшимся виноградником и пустырём. Всё это точно соответствовало образу «беглеца», «добровольного изгнанника», каковым себя Пушкин в то время ощущал.

В Крыму были написаны поэмы «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья-разбойники», стихотворения «Чёрная шаль», «Кинжал», «Чаадаеву», «Наполеон», «К Овидию» и др. все они объединены образом автора- «беглеца».

Крымский цикл элегий 1. «Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…», «Кто видел край, где роскошью природы…», «Мой друг, забыты мной следы минувших лет…», «Простишь ли мне ревнивые мечты…», «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…», «К морю», Последние две элегии написаны в Михайловском, но они «органично входят в цикл как замыкающие звенья» (Кибальник С.А.). В этих текстах Пушкин использует поэтические открытия Жуковского в жанре элегии, созданные им жанровые модусы: «любовная элегия». «элегия-исповедь». «пейзажная элегия», «элегия-воспоминание», «элегия-раздумье». 1. «Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…», «Кто видел край, где роскошью природы…», «Мой друг, забыты мной следы минувших лет…», «Простишь ли мне ревнивые мечты…», «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…», «К морю», Последние две элегии написаны в Михайловском, но они «органично входят в цикл как замыкающие звенья» (Кибальник С.А.). В этих текстах Пушкин использует поэтические открытия Жуковского в жанре элегии, созданные им жанровые модусы: «любовная элегия». «элегия-исповедь». «пейзажная элегия», «элегия-воспоминание», «элегия-раздумье».

Источники информации region.ru/news/item/f00/s02/n /inde x.shtml region.ru/news/item/f00/s02/n /inde x.shtml погасло-дневное-светило-по-версии-книги- анализ-стихотворения.html region.ru/news/item/f00/s02/n /inde x.shtml region.ru/news/item/f00/s02/n /inde x.shtml погасло-дневное-светило-по-версии-книги- анализ-стихотворения.html