Генетика История развития генетики. Основные понятия. МАОУ лицей 8 им. Н.Н. Рукавишникова, г.Томск Батракова Ксения Андреевна, учитель биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Грегор Мендель ( г. г.). Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных.
Advertisements

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Законы Г. Менделя
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ Грегор Иоганн Мендель (20 июля июня 1884) С древних времен люди на интуитивном уровне подозревали что.
Работу выполнила: ученица 10 класса Матвиенко Юлия Руководитель: Братына Татьяна Леонидовна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Клюквинская.
1. Изучить закон независимого наследования Менделя, углубить знания основных понятий генетики. 2. Развивать умение пользоваться генетической символикой;
Учитель химии и биологии Михайличенко Г.В. История развития генетики. Гибридологический метод.
Тема урока: Законы Менделя Учитель биологии Осинцева Т.М.
Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.
Основы Генетики. Кто такой Грегор Мендель? Грегор Мендель ( )-выдающийся чешский ученый. Основоположник генетики. Впервые обнаружил существование.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Изучаем самостоятельно законы Г.Менделя. Волошина О.И.2 Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых.
I ЗАКОН МЕНДЕЛЯ То, что мы знаем - ограничено, то чего мы не знаем - бесконечно. (П. Лаплас)
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Подумайте! Гомологичные хромосомы Аллельные гены Доминантный признак Гомозиготные особи Чистые линии Закон единообразия Закон расщепления признаков Гетерозиготные.
Анализирующее скрещивание. Презентация Ранкайтис Натальи Геннадьевны, учителя биологии МБОУ СОШ 2 г. Макарова Сахалинской области За основу взят материал.
Дигибридное скрещивание - это Скрещивание форм отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом.
Тема урока: «Моногибридное скрещивание». Тема урока: «Моногибридное скрещивание».
Добровольская Юлия,10 а.. Дигибридное скрещивание - скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков(по двум парам аллелей),
Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов Наследственность - свойство организмов передавать свои признаки и свойства.
Транксрипт:

Генетика История развития генетики. Основные понятия. МАОУ лицей 8 им. Н.Н. Рукавишникова, г.Томск Батракова Ксения Андреевна, учитель биологии

Грегор Мендель ( г. г.) МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.2

Г. де Фриз К. Корренс Э. Чермак МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.3

1906 г. – У. Бетсон предложил название «генетика»; 1909 г. – Иогансен предложил название «ген». МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.4

Генетика - это наука, изучающая наследственность и исменчивость органисмов. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.5

Ген - это участок молекулы ДНК (или хромосомы), определяющий восможность развития отдельного элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы. Каждый ген располагается в определенном участке хромосомы - локусе. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.6

Аллельные гены - это пара генов, определяющая альтернативные признаки органисма. Аллельные гены располагаются в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом. Альтернативные признаки - взаимоисключающие или контрастные признаки. Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой рецессивным. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 7

Доминантный признак (АА) - это признак проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий. Рецессивный признак (а) - передается по наследству при скрещивании, но не проявляется у гибридов первого поколения. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 8

А А АА Доминантная гомозигота а а а Рецессивная гомозигота МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 9

Гомозигота - это клетка или органисм содержащие одинаковые аллели одного и того же гена. Гомозигота - это органисм, образующий один сорт гамет, в потомстве не наблюдается расщепления, имеют одинаковые гены. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 10

А а Аа Гетерозигота Гетерозигота - это клетка или органисм, содержащие разные аллели одного и того же гена. Это органисм образующий 2 сорта гамет. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.11

Символика: - женская особь; - мужская особь; - скрещивание; Р - родительские особи; F1, F2 - гибридное потомство; g – гаметы; G – генотип; Ph - фенотип МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 12

Генетические законы Г. Менделя МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.13

Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух органисмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 14

Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения). при скрещивании двух гомозиготных органисмов, отличающимся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 15

Дано: Объект: горох А – желтые семена; а – зеленые семена Решение: Р.: g.: F1.: Ph.: АА а Аа А а 100% (желтые). МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.16

Неполное доминирование. случай, когда потомство имеет отличный от родителей, промежуточный фенотип. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 17

МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.18

Дано: Объект: ночная красавица А – красные цветки; а – белые цветки Решение: Р.: g.: F1.: Ph.: АА а А а Аа розовые цветки МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 19

Второй закон Менделя (закон расщепления). Расщепление - это распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомков в определенном соотношении. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.20

Дано: Объект: горох А – желтые семена; а – зеленые семена Решение: F1.: g.: F2.: Ph.: Аа А а А а АААа Аа а 1 : 2 : 1 3 : 1 МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 21

при скрещивании потомков первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление: по генотипу 1:2:1; по фенотипу 3:1. II закон Менделя МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.22

Закон чистоты гамет. При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.23

Дигибридное скрещивание Дигибридное скрещивание - скрещивание особей различных по двум изучаемым признакам. Третий закон Менделя (закон независимого наследования). МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.24

Дано: Объект: горох А – желтые семена; а – зеленые семена В – гладкие семена b – морщинистые семена Решение: Р.: ААВВ аbb g.: AB ab F1.: AaBb Ph.: семена желтые гладкие МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 25

F 1.: АаВb АаВ b g.: АВ; аВ; Аb; ab АВ; аВ; Аb; ab F2 ABAbaBab АВAABB желтый гладкий AABb желтый гладкий AaBB желтый гладкий AaBb желтый гладкий АbАbAABb желтый гладкий AAbb желтый морщинистый AaBb желтый гладкий Aabb желтый морщинистый aBAaBB желтый гладкий AaBb желтый гладкий aaBB зеленый гладкий aaBb зеленый гладкий abAaBb желтый гладкий Aabb желтый морщинистый aaBb зеленый гладкий aabb зеленый морщинистый МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 26

Расщепление по фенотипу: 9 (жк) : 3 (мм) : 3 (сг) : 1 (см) III закон Менделя При скрещивании особей, отличающихся друг от друга по двум изучаемым признакам, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А. 27

Анализирующее скрещивание. - используют для определения генотипа особи с доминантным фенотипом. Р.: АА а g.: А а F1.: Аа Р.: Аа а g.: А, а а F1.: Аа; а. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.28

Задача 1. Черная окраска шерсти у крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная - рецессивным b. Каким будет F1 от скрещивания гомозиготного черного быка с красной коровой? МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.29

Задача 2. Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид первого и второго поколений при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов с растением, имеющим грушевидные плоды? МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.30

Задача 3. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Каков генотип черных и коричневых животных? Какое потомство может появиться от скрещивания черных и коричневых собак, двух черных собак? Можно ли ждать рождения черных щенков от скрещивания коричневых собак? МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.31

Задача 4. Растение с желтыми цветками и гладкими коробочками скрещено с растением, имеющим желтые цветки и колючие коробочки. В первом поколении было получено соотношение - 3/8 желтых колючих : 3/8 желтых гладких : 1/8 пурпурных колючих : 1/8 пурпурных гладких. Определите генотипы родителей и потомства, зная, что колючие коробочки и желтые цветки - доминантные признаки. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.32

Задача 5. Скрещены мыши, самец и самка имели черную длинную шерсть. В потомстве были коричневые длинношерстные мыши и черные короткошерстные мыши. Определите генотипы родителей. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.33

Задача 6. Определить генотип черной крольчихи, если известно, что черная окраска доминирует над белой. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.34

Задача 7. Скрещены два растения, которые имели плод желтой окраски и сферической формы. Из полученных семян взошло только два растения: одно из них имело плод желтого цвета и сферической формы, а другое коричневой и удлиненной формы. С какими еще плодами могли появиться растения? МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.35

Задача 8. У человека глухонемота наследуется как рецессивный признак, а подагра - доминантный признак. Определите вероятность рождения глухонемого ребенка с предрасположенностью к подагре, у глухонемой матери, но не страдающей подагрой, и у мужчины с нормальным слухом и речью, болеющего подагрой. МАОУ лицей 8 им.Н.Н. Рукавишникова г. Томска, Батракова К.А.36