О ЗАДАЧАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Введение новых стандартов на начальной ступени общего образования потребует подготовки следующих категорий работников: Учителей начальной школы – 280 тыс. - подготовить к : Восприятию новизны ФГОС Овладению методом деятельностной педагогики; Овладению методическим алгоритмом ФГОС. Директоров и завучей общеобразовательных школ – 80 тыс. подготовить к : Усвоению новых требований ФГОС к структуре образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения Руководителей и специалистов муниципальных и региональных органов управления образованием подготовить к: Созданию условий для внедрения ФГОС; Управлению процессом их внедрения на региональном и муниципальном уровне, включая создание систем контроля качества реализации ФГОС.2
Для того, чтобы осуществить обучение такого количества специалистов потребуется подготовить: Преподавательские кадры региональных ИПК для проведения курсов повышения квалификации; Методистов, руководителей муниципальных служб для осуществления методической поддержки процесса повышения квалификации и введения стандартов; Кадры региональных стажерских площадок, на которых будет происходить распространение опыта школ-лидеров по внедрению ФГОС. 3
Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Исполнители: АПК и ППРО совместно с РАО, разработчиками стандартов, авторами УМК, руководителями и преподавателями региональных учреждений ДППО. 1. Подготовка научно-методического обеспечения реализации системы ПП и ПК по вопросам введения ФГОС, включающего: Пособие для руководителей органов управления образованием «Управление внедрением ФГОС; Методики для выявления образовательных запросов педагогических и управленческих кадров; Базовые программы ПП и ПК и методического обеспечения по их реализации; Методические рекомендации и дидактические материалы для организации самостоятельной работы слушателей; Контрольно-измерительные материалы и методические рекомендации по оценке результатов ПП и ПК слушателей курсов и аттестации кадров. 4
Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 2. Подготовка тренерского состава преподавателей из числа: ППС региональных учреждений системы ДППО; Преподавателей факультетов повышения квалификации высшей школы; Методистов муниципальных методических служб. 3. Подготовка управленческих и педагогических кадров, ответственных за введение ФГОС: Руководителей и специалистов субъектов РФ; Руководителей муниципальных методических служб. 5
Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования Исполнители: учреждения системы ДППО, педагогические вузы, классические университеты, муниципальные методические службы, стажерские площадки на базе учреждений общего образования. 1. Создание региональных систем ПП и ПК с включением в них учреждений ДППО, педагогических вузов, классических университетов и общеобразовательных учреждений-лидеров. 2. Разработка на основе федеральных рекомендаций региональных вариативных модульных программ ПП и ПК для подготовки управленческих и педагогических кадров региона, построенных по накопительному принципу. 3. Создание на основе федеральных рекомендаций методического обеспечения по реализации образовательных программ ПП и ПК управленческих и педагогических кадров. 6 РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 4. Проведение экспертизы образовательных программ и их модулей. 5. Подготовка недостающих педагогов-тьюторов для проведения подготовки управленческих и педагогических кадров из числа ППС учреждений ДППО, вузов и методистов муниципальных методических служб. 6. Подготовка руководителей учреждений общего образования по вопросам управления введением новых ФГОС. 7. Подготовка руководителей и методистов муниципальных методических служб к организации работы с руководителями общеобразовательных учреждений и учителями по повышению их квалификации и внедрению новых стандартов на ступени начального общего образования. 8. Построение региональной системы аттестации педагогических и управленческих кадров по итогам ПП и ПК в вопросах введения ФГОС. 7
Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования Исполнители: муниципальные методические службы и органы управления образованием, руководители стажерских площадок школ-лидеров. 1. Выявление образовательных запросов муниципальной системы и образовательных учреждений и формирование заказов системе ДППО на ПП и ПК управленческих и педагогических кадров по вопросам введения новых стандартов. 2. Организация работы площадок по диссеминации опыта введения ФГОС. 3. Методическое сопровождение процесса перехода на новые стандарты 4. Ориентация в информационных и образовательных ресурсах системы ПП и ПК. 5. Организация самостоятельной работы в межкурсовой период. 6. Организация аттестации кадров по результатам прохождения программ ПП и ПК. 8 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Структура и содержание модульной образовательной программы подготовки кадров к введению ФГОС Объем федеральной программы подготовки кадров – 144 часа. 72 часа аудиторная работа с использованием интерактивных методов обучения на базе АПК и ППРО, включая тестовый контроль освоения содержания программы. 72 часа самостоятельная управляемая работа слушателей на своих рабочих местах (проектная, преподавательская и другая деятельность по освоению содержания программы, сбор портфолио для итоговой аттестации), итоговые зачётные мероприятия и аттестация кадров по результатам освоения программы. 9
Структура и содержание модульной образовательной программы подготовки кадров к введению ФГОС ПРОГРАММА будет содержать 2 группы модулей: -инвариантной части, обязательных для освоения всеми категориями кадров; -вариативной части, предназначенной только для определенных категорий; строиться по модульному принципу; позволять осуществлять накопление модулей на федеральном и региональном уровнях. 10