Особенности поэзии А. А. Фета Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н. Prezentacii.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Философия природы в лирике А.А.Фета». Нельзя пред вечной красотой Не петь, не плакать, не молиться. А. Фет.
Advertisements

А.А. Фет ( ). Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, В полночной темноте, безвременно горя, В полночной.
Лирика и судьба А. А. Фета ( ) II урок Если хочешь ты душу мою разгадать, то перечти со вниманием эту тетрадь. А. Фет.
Афанасий Афанасьевич Фет 1820 – 1892 гг.. Биографические данные: Тайна рождения:: отец – помещик А. Н. Шеншин; мать – немецкая подданная Шарлотта - Елизавета.
Афанасий Афанасьевич Фет Художественные особенности поэзии.
А. А. Фет «Весенний дождь». Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет,
Презентация «Истолкование стихотворения А.Фета…» Подготовила ученица 9 класса «Б» МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Пермякова Яна Учитель Халяпина.
Интегрированная мастерская «Вот что-то к саду подошло…»
Афанасий Афанасьевич Фет ( ) Работу выполнили ученицы 10 класса: Елсукова Марианна и Бояршинова Татьяна.
Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…» Урок литературы в 9 классе.
Афанасий Афанасьевич Шеншин (Урок по литературе для 5 класса). Автор – Судакова С. Р.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Презентация по творчеству А.А.Фета
Презентация ученицы 10 – Б класса Смолинской ООШ 2 Босько Яны к стихотворению «Шёпот, робкое дыханье…» А.Фет.
Учитель русского языка и литературы Столбова М.М. МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа 2»
Особенности поэтического мира А.А.Фета И пока святым искусством Радуется свет, Будет дорог нежным чувством Вдохновенный Фет.
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике Тютчева и Фета Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Работу выполнила ученица 5 «А» класса Орехова Анна.
«Традиции русского народного творчества в поэзии XIX века. (Особенности поэтического мира А.А.Фета)»
Урок литературы в 5 классе. А.А. Фет "Весенний дождь"
Транксрипт:

Особенности поэзии А. А. Фета Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н. Prezentacii.com

Цель Познакомить с особенностями лирики А. А. Фета Познакомить с особенностями лирики А. А. Фета Проанализировать стихотворение « Шепот, робкое дыханье …» (1850) Проанализировать стихотворение « Шепот, робкое дыханье …» (1850)

Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. Основные темы его поэзии – природа и любовь. Природа в творч 6 детстве Фета – только лишь объект худождетственного восторга, эстетического наслаждения, ее худождетственного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами и трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например, Н. А. Некрасова. Явления природы описываются более детально и подробно, чем у других поэтов. детально и подробно, чем у других поэтов. В поэзии Фета отсутствую гражданские мотивы и социальные вопросы – он поэт чистого искусства. В русской поэзии трудно найти более мажорного и жизнеутверждающего поэта Главный мотив и идея творчества Фета - красота. Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку выйти из мира страданий и печали и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал : « Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, на молиться ». Поэт стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создают настроение, как картины импрессионистов. Его основной как картины импрессионистов. Его основной худождетственный прием – психологический параллелизм. параллелизм.

Весенний дождь Еще светло перед окном, В разрывы облака солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купается, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Опять осенний блеск денницы … Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнем. И уговор заводят птицы Умчаться стаей за теплом. И болью сладостно - суровой Так радо сердце вновь заныть. И в ночь краснеет лист кленовый, Что, ночь любя, не в силах жить.

" Какая ночь ! Как воздух чист..." Какая ночь ! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна ! Полночный свет, ты тот же день : Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирное нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть. Какая ночь ! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна ! Полночный свет, ты тот же день : Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирное нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

Термин «импрессионизм» образован от французского слова impression, что означает впечатление. Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем впервые появилось в лирике Фета. Живописцев, работающих в этой манере называют импрессионистами Фет сознательно изображает не предмет, а впечатление, которое он производит. Его не интересуют детали, Неподвижные формы, он передает изменчивость природы или души изменчивость природы или души человека: (Здесь ночь безветренна, это блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Запечатлены не ели-гиганты, а впечатление поэта Ярким солнцем в лесу пламенеет костер, И, сжимаясь, трещит можжевельник; Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, шатается ельник… Поэт широко использует олицетворение: Цветы глядят с тоской влюбленной Безгрешно чисты, как весна… весна… Он не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими наполняет ее человеческими эмоциями.

Преклонение перед чистой красотой Интерес не к предметам, а к предметам, а квпечатлениям Основные черты импрессионизма в поэзии Фета Частоеупотребление эпитетов: эпитетов:Волшебный,Нежный,Сладостный,Чудный Нарочитаякрасивость,дажесусальность

Шепот, робкое дыханье … Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Эдгар Дега Репетиция балета Клод Моне Весенние Деревья у Озера Камиль Писсаро Площпдь Театра Франсез Энри Тулуз-Латрек Автопортрет Поль Сезан Пьеро и Арлекин

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Три строфы о любовном свидании. Без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряженное лирическое переживание. Это стихотворение сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка : написанные легкими мазками, даже точками, они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Соединяя световые лучи, зритель сам синтезирует нужный цвет. Примерно то же происходит при чтении стихотворения Фета. Поль Синьяк Марсельский порт Поль Синьяк Сосна в Сен - Тропе Поль Синьяк. « Сена в Herblay»

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. В первом четверостишии дано описание вечера мелкими мазками - существительными ( шепот, дыхание, серебро, колыханье ). Соединенные с эпитетами, они передают ощущение от встречи влюбленных. Во втором четверостишии – описание ночи любви. В первой строке эпитет ночной усиливает магию ночи, волшебно изменившую черты возлюбленной. В третьем четверостишии мы видим утро, слезы счастья и расставания. Используется прием психологического параллелизма : картины природы в красках зари соответствуют состоянию души влюбленных : И лобзания, и слезы, И заря, заря … Многоточие не заканчивает ночь любви. В каждой строфе – свои краски и звуки, а все вместе сливается в красоту и магию ночи любви и любовного сливается в красоту и магию ночи любви и любовного свидания. свидания. Использованы чередующиеся длинные и короткие строчки – это усиливает напевность и музыкальность. строчки – это усиливает напевность и музыкальность. Хотя в стихотворении нет ни одного глагола, но присутствует ощущение постоянного беспрерывного движения. движения.

Я пришел к тебе с приветом… Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова. Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь,– но только песня зреет.

Домашнее задание Проанализировать стихотворение « Я пришел к тебе с приветом …» Проанализировать стихотворение « Я пришел к тебе с приветом …» Выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета о любви или о природе. Выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета о любви или о природе.