Классицизм в литературе Франсуа де Малерб французский поэт XVII века, считается основателем классицизма в литературе Но вот пришел Малерб и показал французам Простой и стройный стих, во всем угодный музам, Велел гармонии к ногам рассудка пасть И, разместив слова, удвоил тем их власть. Н. Буало
Исторические условия возникновения Централизованная власть – абсолютная монархия вторая половина XVII первое тридцатилетие XVIII в. (в России ко второй половине XVIII в. ) обострение противоречий между частной личностью и государством на смену феодальной вседозволенности приходит закон Централизованная власть – абсолютная монархия вторая половина XVII первое тридцатилетие XVIII в. (в России ко второй половине XVIII в. ) обострение противоречий между частной личностью и государством на смену феодальной вседозволенности приходит закон
Картина мира с точки зрения классицизма Бог Государство Человек «естественный», одержимый страстями - человек «общественный», разумный
История классицизма в литературе Пьер Корне́ль французский поэт и драматург, отец французской трагедии «ГОРАЦИЙ», «СИД»: Дон Родриго, вынужден вызвать на поединок отца своей возлюбленной, тяжко оскорбившего его собственного отца.. Выбор между любовью и сыновним долгом Родриго делает в пользу последнего и убивает отца своей девушки на поединке. Теперь уже она оказывается перед выбором: она по-прежнему любит Родриго, но смерть отца взывает о мести. Как и Родриго, Химена ставит долг выше любви и требует у короля смерти возлюбленного
История классицизма в литературе Жан Бати́ст Раси́н французский драматург, автор трагедий «Андромаха» (жена Гектора, пленница влюбленного в нее сына Ахилла Пирра), «Британик» (о Нероне и его матери Агриппине), «Ифигения» (перед Троянской войной. Агамемнон собрал флот и был готов выступить в Трою, но боги наслали на море штиль и греческие корабли не могли сдвинуться с места. Царь спросил совета у жреца, который велел принести в жертву дочь Ифигению,невесту Ахилла), «Федра» (жена Тесея, влюбленная в его сына Ипполита).
История классицизма в литературе Жан-Бати́ст Покле́н театральный псевдоним Молье́р французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп»
История классицизма в литературе Жан де Лафонте́н французский баснописец. Дядюшка ворон, сидя на дереве, Держал в своем клюве сыр. Дядюшка лис, привлеченный запахом, Повел с ним такую речь: «Добрый день, благородный ворон! Что за вид у вас! что за красота! Право, если ваш голос Так же ярок, как ваши перья, - То вы - Феникс наших дубрав!» Ворону этого показалось мало, Захотел он блеснуть и голосом, Разинул клюв - и выронил сыр. Подхватил его лис и молвил: «Сударь, Запомните: всякий льстец Кормится от тех, кто его слушает, - Вот урок вам, а урок стоит сыра». И поклялся смущенный ворон (но поздно!), Что другого ему урока не понадобится.
История классицизма в литературе В поэме сформулированы основные требования к поэтическому произведению: сдержанность чувств высокий слог простота ясность разумность Прославился в жанре послания, оды и эпиграммы. Никола́ Буало́-Депрео французский поэт, критик, теоретик классицизма. В поэме «Поэтическое искусство» сформулировал ряд догм и законов поэзии.
Основной конфликт Чувство, страсть Долг, разум
Характер в классицизме определяется преобладающей страстью Скупость РевностьЛживость ЛицемериеЛюбовь ПатриотизмДолг
Классификация страстей Связанные с эгоистическими желаниями, противоречащие общему благу скупостьлицемериелюбовь Находящиеся под контролем разума, не противоречащие общему благу мужество чувство долга честь
Высшая ценность Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием познания, но и органом творчества, и источником эстетического наслаждения.
Стили и жанры в литературе классицизма высокий одатрагедияэпопея низкий сатиракомедиябасня
Низкие жанры В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает в социальных связях. Герой низких жанров средне сословный человек В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает в социальных связях. Герой низких жанров средне сословный человек
Высокие жанры В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными вопросами бытия. Герой историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж как правило, властитель. В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными вопросами бытия. Герой историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж как правило, властитель.
Наличие канона. Канон для трагедии Стихотворная форма (6-стопный ямб с парной рифмовкой) 5-актное построение Единство времени, места и действия Высокий стиль Исторический или мифологический сюжет Ситуация выбора между разумной и неразумной страстью Стихотворная форма (6-стопный ямб с парной рифмовкой) 5-актное построение Единство времени, места и действия Высокий стиль Исторический или мифологический сюжет Ситуация выбора между разумной и неразумной страстью
История классицизма в литературе Вольте́р, имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, один из крупнейших французских философов- просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик,исто рик, публицист, правозащитник. 28 трагедий: «Эдип», «Брут», «Цезарь», «Семирамида», «Спасённый Рим», «Танкред»... «Орлеа́н-ская де́девственница» сатирическая пародийная поэма, где события жизни национальной героини (тогда ещё не канонизированной святой) Жанны д Арк представлены в снижено-комическом ключе, столь же иронически показаны французские рыцари и церковь.
Реформы в русском классицизме Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (в 1735 г.) Второй этап: Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Третий этап - в 1748 г., Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем». Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (в 1735 г.) Второй этап: Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Третий этап - в 1748 г., Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем».
Русская комедия – комедия характера Представь бездушного подьячего в приказе, Судью, что не поймет, что писано в указе, Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос, Что целый мыслит век о красоте волос Представь латынщика на диспуте его, Который не соврет без «ерго» ничего. Представь мне гордого, раздута, как лягушку, Скупого, что готов в удавку за полушку (121). А.П.Сумароков Представь бездушного подьячего в приказе, Судью, что не поймет, что писано в указе, Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос, Что целый мыслит век о красоте волос Представь латынщика на диспуте его, Который не соврет без «ерго» ничего. Представь мне гордого, раздута, как лягушку, Скупого, что готов в удавку за полушку (121). А.П.Сумароков
«Письмо о пользе книг церковных в российском языке»(1758) - теория «трех штилей» М.В.Ломоносова: Высокий стиль - это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний стиль стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы. Низкий стиль основан на исконно русской лексике, допускается и использование «простонародных низких слов» - это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы. Высокий стиль - это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний стиль стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы. Низкий стиль основан на исконно русской лексике, допускается и использование «простонародных низких слов» - это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы.
Классицизм в русской литературе КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич ( ), князь, русский поэт, дипломат. Просветитель- рационалист, жанр стихотворной сатиры КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич ( ), князь, русский поэт, дипломат. Просветитель- рационалист, жанр стихотворной сатиры Автопортрет
Классицизм в русской литературе ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович ( ), русский поэт, филолог, академик Петербургской АН ( ). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо- тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).[БСЭ] ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович ( ), русский поэт, филолог, академик Петербургской АН ( ). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо- тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).[БСЭ]
Классицизм в русской литературе СУМАРОКОВ Александр Петрович ( ), русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни. [БСЭ] СУМАРОКОВ Александр Петрович ( ), русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни. [БСЭ] А.П.Лосенко
Классицизм в русской литературе ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или ), русский писатель, просветитель. В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.[БСЭ] ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или ), русский писатель, просветитель. В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.[БСЭ] Неизвестный художник 18 века
Классицизм в русской литературе РАДИЩЕВ Александр Николаевич ( ), русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. РАДИЩЕВ Александр Николаевич ( ), русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. Гравюра С.Паннемакера
Классицизм в русской литературе ДЕРЖАВИН Гаврила Романович ( ), русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, религиозно-философские размышления ("Фелица", 1782; "Вельможа", ; "Бог", 1784; "Водопад", ); лирические стихи. [БСЭ] ДЕРЖАВИН Гаврила Романович ( ), русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, религиозно-философские размышления ("Фелица", 1782; "Вельможа", ; "Бог", 1784; "Водопад", ); лирические стихи. [БСЭ] Н.Аргунов 1800