Роды и Жанры литературы теория литературы. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роды и Жанры литературы лекция. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.
Advertisements

Роды и Жанры литературы теория литературы. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.
Роды и Жанры литературы теория литературы РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.
Роды и Жанры литературы теория литературы РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.
Роды и Жанры литературы теория литературы РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.
Роды и Жанры литературы теория литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 им. Атамана М.И.Платова Сероштанова Н.В.
Роды и Жанры литературы теория литературы РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.
Роды и Жанры литературы теория литературы автор: Гизатулина О.И.- Учитель русского языка и литературы, колледж компьютерных и информационных технологий.
Роды и Жанры литературы теория литературы. Род литературы Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков:
Основные виды (жанры) художественной литературы Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ 395 Санкт-Петербурга Дружинина Т.В.
Подготовка к ГИА. Роды литературыЖанры Эпос (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней.
Урок Крапиной А.С.. «Слово о полку Игореве» - «прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». В.Г.Белинский.
?? ? ? Эпос род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Род – наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
Презентация на тему «Роды литературы» Работа выполнена учителем МБОУ Греково-Степановской СОШ Лубяной Надеждыой Алексеевной 2013 год.
Роды и виды литературы Способы образного воспроизведения действительности.
ЛИРИКА ЭПОС ДРАМА. Рассказ Новелла Повесть Роман Повествование об отдельном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение.
Художественный мир и его компоненты. Основные понятия словесное искусство Литература авторская литература Литература реальная жизнь Как сочетаются эти.
Роды литературы Способы изображения действительности ЛИРИКАЭПОСДРАМА.
Транксрипт:

Роды и Жанры литературы теория литературы

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма

Род литературы Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков:

1)лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер;

2)драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей. Предназначается для исполнения на сцене; 3)эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности.

жанр Жанр - это сочетание своеобразных свойств, объединяющих произведения данного вида.. пример Басня имеет ряд устойчивых признаков: короткий сюжет, аллегория, мораль.

Эпос басня рассказ повесть очерк роман роман-эпопея

Жанры литературы Жанры литературы: эпические - повесть – произведение, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий; - рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера; - очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора;

- роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни; - роман-эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; - притча – небольшой рассказ нравыучительного характера, родственный басне.

Роман литературный, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/ нестандартный период его жизни. литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/ нестандартный период его жизни. жанр Возможные варианты повествования: с рождения героя до его смерти ( « Парфюмер » П.Зюскинда);с рождения героя до его смерти ( « Парфюмер » П.Зюскинда); с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния ( « Дэвид Копперфильд » Чарльз Диккенс, « Бремя страстей человеческих » Уильям Сомерсет Моэм); с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до развязки ( « Преступление и наказание », Фёдор Достоевский).с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до развязки ( « Преступление и наказание », Фёдор Достоевский).

Возникновение жанра Возникновение жанра С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как жанра, поскольку по существу «роман» это термин, перегруженный философскими и идеологическими значениями и указывающий на целый комплекс относительно независимых явлений, не всегда связанных друг с другом генетически. «Возникновение романа» в этом смысле занимает целые эпохи, начиная с античности и заканчивая XVII(17) или даже XVIII(18) веком. Огромное значение при этом имели процессы усвоения и поглощения классов и типов из соседних литературных рядов. Ему было свойственно линейное изложение фактов и событий.

Рассказ РАССКАЗ малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа. Для рассказа характерны следующие черты: небольшой объем; в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором; малое число персонажей: как правило один- два центральных героя; автору интересна какая-то определенная тема; решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного. Владимир Набоков «Обида» В этом произведении происходит рассказ о событиях, судьбе героев(Васи, Тани, Пути), их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувство обиды показано со стороны их внешнего проявления). Автор прямо выражает свое отношение к происходящему. Все это дает нам понять, что это рассказ. По словам Джека Лондона, "рассказ это… единство настроения, ситуации, действия".*

рассказы Рассказ – это малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Основные черты рассказа: 1).Небольшой объём; 2).В основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором; 3).Мало число персонажей: как правило один – два центральных героя; 4).Автору интересна какая – то определённая тема; 5).Решается какой – то один главный вопрос;

Рассказ, как и повесть, так же вид повествовательной прозы и относится к эпическим жанрам. Если повесть назвать малой прозой, то рассказ это проза маленькая, «миниатюрная». Размер среднего рассказа варьируется от 2 до печатных страниц. В рассказе вы не сможете найти описания детства главного героя, такого подробного как повести, автор знакомит читателя с героем ровно на столько, чтобы читатель мог понимать, как сложилась описываемая в теперешний момент ситуация.

1) Повесть прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. 2) Повесть - эпический прозаический жанр. Сюжет повести тяготеет более к эпичности и хроникальному сюжету и композиции. Возможна стиховая форма. Повесть изображает ряд событий. Она аморфна, события нередко просто присоединяются друг к другу, большую самостоятельную роль играют вне фабульные элементы. Не имеет сложного, напряженного и законченного сюжетного узла.

«Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня- крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные им повести за произведения некоего И.П.Белкина.

лирика романс ода песня элегия послание сонет

Жанры литературы лирические: - поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; - баллада – повествовательная песня (стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай; - лирическое стихотворение – стихотворение, для которого характерна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора;

- элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти; - послание - лирическое стихотворение, передающее чувства человека по отношению к кому-либо; - эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее кого-либо;

-ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события; - сонет – четырнадцати строчное стихотворение, сложенное по определенным правилам ( ).

Жанр оды- любимый жанр Ломоносова Скульптор А.А.Иванов. Отрок Ломоносов на берегу моря Ода(от греческого «песнь»)- жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица, события.

Н.И.Кисляков. Юный Ломоносов на пути в Москву Ломоносов написал 20 больших од. Они положили начало ангажированной поэзии( поэзии заказной, поэзии государственного служения). Они стали образцом для одописцев второй половины 18 века и даже начала 19 века.

Лиро-эпические жанры баллада басня поэма

Баллада, как жанр, зародилась в средние века у романских народов и представляла собой одноголосную танцевальную песню. В ХП-ХШ веке баллада стала одним из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. Для баллады характерно краткость возложения событий и наличие драматической развязки. Народная баллада оказала существенное влияние на развитие жанра баллады в европейской профессиональной поэзии и музыки.

Басня – это небольшой повествовательный рассказ нравыучительного характера в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом. Традиционный круг басенных персонажей: животные, вещи, реже люди. Басня возникла еще в античной Греции. Одним из первых авторов басен был Эзоп. Сюжет басен носит аллегорический характер, а отношения между героями представлены сатирически или иронически. В современной литературе басня сохранилась в публицистике и в юмористической поэзии В русской литературе басня широко представлена в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Примеры басен Крылова: «Слон и Моська» «Ворона и Лисица» «Стрекоза и муравей» «Мышь и крыса» «Лебедь, рак и щука» «Квартет» «Чиж и голубь»

Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. С её помощью человек всегда искал ответа на вопрос: как вести себя в этом огромном и сложном мире? Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, написанное в нравыучительном жанре, созданное для «исправления нравыв», для воспитания. Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль – «вывод», формирующий суть басни.

Басня состоит из двух частей. Повествовательная Поучительная – это Сближается со сказками, мораль. Поучительная новеллами, анекдотами. Часть сближается с пословицами и нравы- учительными изречения- ми.

1). Поэмой называют или всякое повествовательное произведение в стихах, или определенный вид стихотворного повествования. 2). Поэма - большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера. Признаки поэмы. Основным является идейный смысл утверждение "народа"; другие существеннейшие признаки: тема крупнейшее социальное событие, характеры многочисленные и богато-разносторонние герои, действие необходимость в ее объективной непреложности, оценка эпическое величие. Такая классическая форма поэмы носит название эпопеи. Примеры: «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»

драма трагедия комедия, мелодрама водевиль

Комедия «Ревизор»- Бессмертное произведение Гоголя

Жанры литературы драматические: - комедия – произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека; - трагедия – произведение, в основе которого острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой; - драма – произведение, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом и тяжелые переживания, однако возможно благополучное разрешение конфликта сталкивающихся сил.

Драма Дра́ма (греч. Δρα´μα) один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр)и т. д. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки. В греческом языке слово "драма" отображает печальное, неприятное событие или ситуацию одного конкретного человека.

Драма в России Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравыв осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова. В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.

Созданная чуть больше полтора века назад, комедия пользуется всеобщим признанием. Колоссальную роль в раскрытии её содержания играют и художники, помогающие читателям глубже понять бессмертное произведение А.С.Грибоедова. П. Краснов