Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных периода: В истории философии Средних веков выделяют два основных периода: Патристика (2-8 в.) (Тертуллиан, Августин Блаженный) Схоластика (9-14 в.) (Фома Аквинский) Особенностями философии средних веков являются: Особенностями философии средних веков являются: Подчиненное положение философии («служанка Богословия») Подчиненное положение философии («служанка Богословия») Теоцентризм (Бог – высшая реальность и причина всего) Теоцентризм (Бог – высшая реальность и причина всего) Креационизм (сотворение мира Богом из ничего) Креационизм (сотворение мира Богом из ничего) Догмат Божественного откровения как путь познания Догмат Божественного откровения как путь познания Принцип свободы воли в понимании человека Принцип свободы воли в понимании человека
Философия Средних веков Августин Аврелий - один из наиболее ярких мыслителей периода патристики, автор многих работ, в том числе и знаменитой «Исповеди». В работе «О граде Божьем» рассматривал ход истории как борьбу двух царств – Земного и Небесного. У человека есть выбор. Он может либо выбрать Земной град и «жить по плоти», забыв о Боге, но тогда его удел после смерти – подвергнуться наказанию вместе с дьяволом. Либо человек выбирает Небесный град, любовь к Богу и тогда после смерти он будет царствовать вместе с Богом. Августин оправдывал существующий порядок в обществе, где муж управляет женою, родители детьми, господа рабами, поскольку он установлен Богом. Августин обосновал идею господства церкви над государством, Папы над монархами. Августин Аврелий ( гг. )
Фома Аквинский - систематизатор схоластики, автор «томизма» – официальной доктрины католической церкви. Аквинский считал, что и вера и разум участвуют в познании и могут давать истинное знание, но если разум противоречит вере, то он дает неистинное знание. В мире есть вещи, познание которых доступно разуму, но есть и то, что для разума непознаваемо (сотворение мира, первородный грех, троичность Бога и т.д.). Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, то что непознаваемо – предмет теологии. Он дал пять доказательств существования Бога. Фома Аквинский ( ) Философия Средних веков
Спор о природе универсалий Номинализм Номинализм Номиналисты – Росцелин, Пьер Абеляр утверждали, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума не существуют. Реализм Реализм Крупнейшие представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Эриугена полагали, что универсалии (например «человек», «животное») существуют реально, объективно, независимо от человеческого познания, наряду с конкретными людьми и животными. По мнению реалистов, тот, кто не может понять как несколько индивидов составляют одного человека не поймет как один Бог может быть един в трех лицах Универсалии – предельно общие родовые понятия, предмет спора – соотношение общих родовых и видовых понятий и онтологический статус общих понятий
Основные направления в философии эпохи Возрождения (14-16 в.) Гуманизм Данте, Петрарка НеоплатонизмН.Кузанский НатурфилософияН.Коперник, Г.Галилей, Д.Бруно РеформацияМ.Лютер, Ж. Кальвин Утопический социализмТ.Мор, Т. Кампанелла Политическая философияН.Макиавелли
Философия эпохи Возрождения Н.Кузанский создал пантеистическое учение, согласно которому нет разницы между миром и Богом, мир един, а Бог и Вселенная – одно и то же. Он вывел закон совпадения противоположностей – Бога и природы, разума и веры, сущности и существования, максимума и минимума и т.д. Иллюстрировал свои идеи примерами из математики: окружность при бесконечном увеличении радиуса превращается в прямую и т.д. Н.Кузанский ( )
Философия эпохи Возрождения Д.Бруно - сторонник учения Коперника, утверждал, что наша Вселенная бесконечна, не имеет центра, состоит из множества галактик. Согласно Бруно не существует Бога, отдельно от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое (Пантеизм). Джордано Бруно ( ) Памятник Дж. Бруно в Риме