ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента своего возникновения. Философия истории изучает общие закономерности и принципы исторического (общественного) развития.
Критерии общественного (исторического) прогресса: 1)Количество и качество произведенных материальных и духовных благ и соответствие их потребностям людей; 2)Уровень развития производительных сил и соотношение их с производственными отношениями (степень конфликта); 3)Уровень научно-технического прогресса; 4)Наличие или отсутствие негативных последствий (глобальных, локальных);
5)Качество политико-правовой системы, уровень обеспеченности прав и свобод; 6)Уровень демократизма и гуманизма (человек – главная ценность); 7)Развитие духовной сферы общества; 8)Уровень социальной защиты граждан, гарантий получения образования, достойной работы и т.п. 9)Средняя продолжительность жизни (главный индикатор!).
Концепции развития истории: 1)Циклическое развитие (представления древних цивилизаций) 2)Линейное развитие – история имеет начало и конец, определенную направленность (христианская концепция истории, концепции Гегеля, Маркса, позитивистская –О.Конт и др.) 3)Многолинейное развитие (концепции локальных цивилизаций, концепция «осевого времени» К.Ясперса)
Циклические концепции истории Наиболее распространены были в цивилизациях Древнего мира и сохранились в представлениях таких религий, как индуизм и буддизм. Индуизм: существует 4 эпохи (юги) – Сатья, Трета, Двапара и Кали-юга, которые отличаются по степени нравственной чистоты и продолжительности жизни, после чего цикл повторяется. Вся вселенная также воссоздается и разрушается в соответствии с великими космическими циклами.
Линейные концепции истории Признают наличие у истории внутренней логики, направленности и конечной цели развития. 1.Христианство: история человечества – движение от сотворения Богом и грехопадения до Судного дня (второго пришествия Христа), от «Града земного» к «Граду небесному» (Царству Бога).
2.Ж. Кондорсе: история – движение человеческого общества от несовершенного состояния ко всё более совершенному, осуществляется благодаря развитию человеческого разума, прорывов в познании. 3.Гегель: история – закономерный процесс обретения человеком всё большей и большей свободы.
4. Формационный подход К. Маркса: Общественно-экономическая формация - совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: 1)первобытнообщинная; 2)рабовладельческая; 3)феодальная; 4)капиталистическая; 5)Коммунистическая (социалистическая). Переход от одной формации к другой – осуществляется благодаря разрешению противоречий м/у базисом и надстройкой (см. лекцию по марксизму).
Конечная цель истории по Марксу, как и у Гегеля – торжество на Земле разума и свободы (соответствует коммунистической формации). Т.о., ход истории объясняется исключительно действием материального, экономического фактора. Недостатки – не учитывание других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.
5. Позитивистский подход Автор – О. Конт и др.. В измененном, доработанном виде (Э. Тоффлер, Д. Белл) имеет широкое распространение, особенно в западных странах. Элвин Тоффлер (р.1928 г.): концепция «Третьей волны». Общество в своем развитии проходит ряд стадий («волн»):
1)Традиционное общество (аграрный способ производства, феодальные отношения, авторитарное правление, традиционализм, консерватизм в мышлении и поведении, главный регулятор – власть). Длилась тысячелетия; 2)Индустриальное общество (промышленный способ производства, демократия, капитализм, главный регулятор – богатство (деньги). Длилась менее 300 лет.
3)Постиндустриальное общество (= третья, информационно-компьютерная волна), современное общество. Главная ценность и регулятор – знания; В экономике сфера услуг преобладает над производством товаров; У власти – элита специалистов. Высокая социальная мобильность. Базой для деления общества на слои (страты) становится не собственность, а профессиональные различия, уровень образования.
Разрушаются старые общественные отношения (в т.ч. семейные); Падение роли бюрократии и государственной власти; Рост электронных коммуникаций Интеграция человечества в единое целое Рождение особой ответственности, понимания угроз миру, безопасности, экологии.
Многолинейные концепции развития истории История развития общества многовариантна, не существует единой схемы и цели общественного развития. Примеры: концепции локальных цивилизаций (Шпенглер, Тойнби, Данилевский), концепция этногенеза Л. Гумилёва, концепция «осевого времени» К. Ясперса.
Концепции локальных цивилизаций (культур) Авторы – Шпенглер, Тойнби, Данилевский и др.. Главная идея: единой истории человечества не существует. Это совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций (культур), каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения, через расцвет – к закату и умиранию.
Не западные цивилизации – не хуже и не лучше западной, они просто ДРУГИЕ. С ними необходимо устанавливать диалог, а не подгонять под западные мерки.
Н. Данилевский ( ) Русский философ, социолог, предшественник концепций локальных цивилизаций XX века. Главный труд – «Россия и Европа». «Культурно-исторический тип» - система культуры народа или близких по духу и языку народов. Выделял ряд К.-И. типов: египетский, китайский, Вавилонский, греческий, Еврейский, славянский и т.д.
Некоторые закончили свое существование, другие – вступили в одну из фаз своего развития. Фазы развития К.-И. типов: 1. Бессознательная 2.П-д становления (государства, социальных институтов) 3.П-д расцвета 4.П-д упадка («апатии») и умирания. Славянский КИТ, по Данилевскому, находится в стадии формирования.
Освальд Шпенглер ( ) Немецкий социальный философ, автор труда «Закат Европы». Считал, что всемирная история представлена существованием и сменой различных замкнутых в себе культур, которые рождаются, расцветают и умирают подобно живым организмам («биологическая» философия истории). Выделял восемь Великих культур (Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Мексиканская, Античная, Арабская, Европейская (фаустовская)).
Каждая культура проходит этап зарождения, расцвета и упадка (стадию «цивилизации» - когда духовный импульс исчезает и идет только развитие техники и организационных образований), после чего возвращается к стадии крестьянства, земледелия. Период жизни каждой культуры приблизительно 1000 лет.
Признаки стадии «цивилизации» (упадка культуры) по Шпенглеру: 1) Массовая урбанизация населения (отток в большие города) 2) Главной ценностью становятся деньги, имущество. 3) Бурное развитие техники 4) Резкое падение рождаемости Европейская культура близится к своему закату. Русская (русско-сибирская, девятая) культура находится в процессе своего зарождения.
Арнольд Тойнби ( ) Английский историк и социолог, автор многотомного труда «Исследование истории». Концепция локальных цивилизаций: Выделял Шумерскую, Вавилонскую, Эллинскую (Греческую), Китайскую, Индийскую, Исламскую, Христианскую и др. локальные цивилизации (более 30 шт.).
М/у некоторыми цивилизациями – отцовско- сыновьи связи (Пример: Др.Греческая – Православно-христианская русская и т.д.). Все цивилизации влияют друг на друга Гибель цивилизации происходит тогда, когда утрачивается её культурно- творческое ядро и она становится неспособна ответить на очередной вызов современности.
К. Ясперс: «Осевое время» К. Ясперс ( ) – немецкий философ- экзистенциалист, психиатр. Во 8 – 2 вв. до н.э. («осевое время»)в истории человечества произошел резкий интеллектуальный всплеск. Именно в это время в Китае, Индии, Иране и Греции появились великие мыслители и идеи, заложившие фундамент и общие ценности современной цивилизации. Благодаря этому возможно взаимопонимание м/у людьми, их объединение вне зависимости от их исторических, социальных, культурных корней.
Народы, не воспринявшие идей «осевого времени», остались как бы на задворках цивилизации. Они очень медленно развиваются или деградируют (в этом смысле развитие общества многолинейно, а история – своего рода пульсация). Современная научно-техническая эпоха, возможно, приведет к новому осевому времени.