Философия как форма мировоззрения Тема 1
Определение мировоззрения Мировоззрение целостный взгляд на мир и место человека в нём.
Три основные формы мировоззрения мифология; религия; философия.
Мифология Форма мировоззрения, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Основные черты мифологии Образность представлений о мире; Сочетание иррационального и рационального объяснения взаимосвязи предметов и явлений окружающей действительности; Отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); Практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.).
Религия Форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Функции религии объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
Что такое философия? Это особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на чёткие понятия и категории.
Философия как высшая форма мировоззрения Философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Три основные стадии развития философии космоцентризм; теоцентризм; антропоцентризм.
Космоцентризм Философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм Тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (само понятие происходит от греч. «теос» - Бог) (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм Тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (от греч. «антропос» - человек) (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Двойственность философского знания имеет очень много общего с научным знанием предмет, методы, логико- понятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде.
Отличие философии от науки Философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ним.
Особенности философского знания носит предельно общий, теоретический характер; содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; во многом субъективно несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; имеет качество рефлексии обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
«Вечные проблемы» с точки зрения философии Философское знание, как и научное знание, ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта).Философия имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Основные разделы философии онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); философская антропология (учение о человеке); этика (учение о нравственности); социальная философия (учение об обществе).
Основные проблемы онтологии сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; сознание и бессознательное.
Основные проблемы гносеологии особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания.
Основные проблемы философской антропологии человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; человек и природа; экология, проблемы выживания;
Основные проблемы этики Что есть добро? Соотношение целей и средств достижения тех или иных идеалов; Проблема нравственного долга человека перед другими людьми.
Основные проблемы социальной философии общество и человек; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации
Мировоззренческая функция Способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция Заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, используемые в конкретных отраслях науки, а также при практической деятельности человека.
Мыслительно-теоретическая функция Философия учит концептуально мыслить и теоретизировать предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая функция Одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Критическая функция Подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция (в переводе с греческого axios ценный) Заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально- нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция Объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция Культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция На основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Основные учебные пособия по философии Алексеев, П. В. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Философ. фак-т. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Проспект, с. - ISBN Философия /Под ред. В.П. Ратникова и В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М. : Гардарики, с. - (Disciplinae). - Имен. указ.: с ISBN Канке В.А. Философия : учеб. пособие М. : Логос, с. - ISBN
Электронные ресурсы htm htm htm
Спасибо за внимание!