Философия Древнего Китая и Индии
Философия Конфуцианства В древних книгах Конфуция порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом наставнике, ставшем нравственным идеалом сотен миллионов людей. Учение Конфуция включает в себя совокупность духовных и социальных норм, передававшихся из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысячелетий. Эти Правила касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали определённый способ мышления. Цель конфуцианства создать общественный порядок, основанный на этике и культуре личности, достичь политической гармонии путем развития внутренней гармонии самого человека. Его наиболее примечательной особенностью является попытка устранить различия между политикой и этикой. До сих пор конфуцианство служит источником, питающим культуру Китая и во многом определяющим лик китайской нации. Конфуцианство, призывающее к бескорыстному служению людям и всеобщей любви, является духовным учением о совершенствовании человека. « религия должна быть согласована с разумом человека и подлежит проверке здравого смысла. Такая религия, при сравнении ее с учениями признанных и мудрых людей древности, должна быть согласна с этими учениями, должна быть согласна и с законами физической природы, не представляя никаких противоречий с этими законами. Так что если бы человеку, исповедующему такую религию, пришлось выдерживать борьбу со всеми силами Вселенной, он, нисколько не колеблясь, всегда будет в состоянии держаться того, во что он верит (Конфуций. Учение о Середине, XXIX)». Кун-цзы (Конфуций) ( гг. до н.э.)
Философия Даосизма Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, первоначале мира, всеобщем Законе и Абсолюте. В центре доктрины - учение о великом Дао, первоначале мира, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.
Древнеиндийская философия ПHBPYF.OBT Философские школы Древней Индии Ортодоксальные (признающие авторитет Вед) Йога Веданта Ньяя Миманса Санкхья Неортодоксальные (отрицающие авторитет Вед) Буддизм Джайнизм Чарвака-локаята
Буддизм как религиозно-философское учение Четыре благородные истины Буддизма: Жизнь есть страдание Жизнь есть страдание Причина страданий – жажда жизни (удовольствий, славы, богатства и т.д.) Причина страданий – жажда жизни (удовольствий, славы, богатства и т.д.) Можно избавиться от страданий Можно избавиться от страданий Существует восьмеричный путь избавления от страданий, предполагающий отказ от земных желаний, просветление и т.д. Существует восьмеричный путь избавления от страданий, предполагающий отказ от земных желаний, просветление и т.д. Этапы восьмеричного пути: правильное видение (понимание основ буддизма) правильные мысли (изменение мышления меняет жизнь) правильная речь (слова и речь воздействуют на душу и характер человека) правильное действие ( жить в согласии с собой и другими, не причинять никому зла) правильный образ жизни (соблюдение буддистских заповедей) правильное умение (усердие и трудолюбие) правильное внимание (контроль над мыслями) правильное сосредоточение (овладение техникой медитации)