А.П.Чехов и ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР Материалы к уроку
Пеьсы А.П.Чехова: «Безотцовщина» («Пьеса без названия», «Платонов»; 1870-е 1880-е) «Безотцовщина» («Пьеса без названия», «Платонов»; 1870-е 1880-е) «На большой дороге» (1884) «На большой дороге» (1884) «О вреде табака» (1886) «О вреде табака» (1886) «Калхас» (1887) «Калхас» (1887) «Иванов» ( ) «Иванов» ( ) «Медведь» (1888) «Медведь» (1888) «Предложение» (1888) «Предложение» (1888) «Свадьба» (1889) «Свадьба» (1889) «Леший» (1889) «Леший» (1889) «Татьяна Репина» (1889) «Татьяна Репина» (1889) «Трагик поневоле» (1889) «Трагик поневоле» (1889) «Юбилей» (1891) «Юбилей» (1891) «Дядя Ваня» (1896) «Дядя Ваня» (1896) «Чайка» ( ) «Чайка» ( ) «Три сестры» (1900) «Три сестры» (1900) «Вишнёвый сад» (1903). «Вишнёвый сад» (1903).
С детства проявлялся в Чехове актёрский и режиссёрский талант. Однажды он переоделся нищим, подошёл к дому дядюшки Митрофана Егоровича, который не узнал его и подал ему милостыню в три копейки. Антон гордился этой монетой как первым в жизни гонораром. С детства проявлялся в Чехове актёрский и режиссёрский талант. Однажды он переоделся нищим, подошёл к дому дядюшки Митрофана Егоровича, который не узнал его и подал ему милостыню в три копейки. Антон гордился этой монетой как первым в жизни гонораром.
Для театра 19 века были характерны: Для театра 19 века были характерны: Громкие, полные страсти монологи; Громкие, полные страсти монологи; Эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, т.е., эффектно завершив свою сцену, актер подчеркнуто театрально удалялся, вызывая рукоплескание зала; Эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, т.е., эффектно завершив свою сцену, актер подчеркнуто театрально удалялся, вызывая рукоплескание зала; За театральными чувствами исчезли сложные жизненные переживания и раздумья; За театральными чувствами исчезли сложные жизненные переживания и раздумья; Чиновники, управляющие «императорскими» театрами превратили их в места легкого развлечения; Чиновники, управляющие «императорскими» театрами превратили их в места легкого развлечения; На сцену лезли бойкие драмоделы, способные на любую стряпню. На сцену лезли бойкие драмоделы, способные на любую стряпню.
Для театра, говоря словами Островского, наступила пора «безвременья и безлюдья».
«Герои и героини бросаются в пропасти, топятся, стреляются, вешаются, заболевают водобоязнью... Умирают они обыкновенно от таких ужасных болезней, каких нет даже и в самых полных медицинских учебниках».
Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец 19 века – рождение драматургии Антона Павловича Чехова и создание Художественного театра.
Здание Московского художественного театра в Камергерском переулке, 1900-е годы Здание Московского художественного театра в Камергерском переулке, 1900-е годы
Новаторство А.П.Чехова
« Вы чересчур игнорируете сценически требования », - говорил ему В. И. Немирович- Данченко.
"По существу, то, что он делает, - это переворачивание традиционной «хорошо сделанной» пьесы вверх ногами, выворачивание ее наизнанку. Это почти как если бы он прочитал какие- то руководства по написанию пьес, а потом сделал бы все обратно тому, что в них рекомендовалось». "По существу, то, что он делает, - это переворачивание традиционной «хорошо сделанной» пьесы вверх ногами, выворачивание ее наизнанку. Это почти как если бы он прочитал какие- то руководства по написанию пьес, а потом сделал бы все обратно тому, что в них рекомендовалось». Английский драматург Дж.-Б. Пристли
1. Чехов убрал деление актеров на главных и второстепенных. На место главного героя становится « попеременно- главные » персонажи. В его пьесах главное - жизнь.
2. Драматург убрал конфликт «со сцены», поскольку убрал деление героев на положительных и отрицательных. Таким образом, он убрал внешний, но теперь на сцене – внутренний конфликт.
3. Убрал со сцены «текст». В старой России без суфлёра не обходился ни один театр, но теперь его убрали. Убрали и словесный поединок со сцены. Теперь проблема одиночества звучит в каждой пьесе Чехова, так как герои не хотят ни слышать, ни понимать друг друга.
4. Чехов ввел подтекст, т.е. то, что надо грамотно сыграть, несовпадение прямого смысла слов с эмоционально- психологическим состоянием героев. Надо скрывать то, что чувствуешь.
Театральная критика всё больше упрекала Чехова в том, что он вводит в свои пьесы излишние подробности быта и тем самым нарушает все законы сценического действия.
А.П. Чехов писал: « Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни »
А.П. Чехов говорил: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
1899 год. Сцена из спектакля "Чайка", поставленном в МХТ. В роли Аркадиной - Ольга Книппер, в роли Тригорина - Константин Станиславский
После премьеры «ЧАЙКИ» Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с надписью: «Tы дал моей Чайке жизнь. Спасибо! Но и Чайка дала жизнь твоему театру».
Чайка на занавесе Шехтеля (кстати, ее там две: по обоим расходящимся краям).
А.П.ЧЕХОВ в XXI веке
« Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить ». Эта фраза, сказанная Чеховым о сценическом искусстве, стала афоризмом и символом современного театра.
« Вишневый сад » на Таганке. Постановка А. Эфроса, 1975 год. В главной роли - Алла Демидова.
Спектакль «Иванов и другие» Генриетты Яновской. В главной роли - Сергей Шакуров
«Чайка» в Театр им. Евгения Вахтангова, постановка Павла Сафонова