Проектная работа по истории на тему: «Культура, быт и повседневная жизнь разных слоёв населения в различные исторические эпохи МОУ СОШ 10 с УИОП Аверичева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Меню План урока 6.Домашний быт рус- ских царей. 7.Быт дворян. 8.Быт горожан. 9.Быт и обычаи крес- тьян.
Advertisements

Доклад Алексея Фимкина. Быт русского народа XVII века.
Меню План урока 1.Жилище. 2.Одежда. 3.Питание. 4.Досуг.
Русский быт XVI века Мирзаханян Н. 10 « Б » класс Учитель Серебрянский В. В
Меню План урока 1.Развитие городов. 2.Архитектура.Живопись. 3.Книгописание.
ИСТОРИЯ РОССИИ Сословный быт обычаи и нравы. ПЛАН 1. Царский двор 2. Боярский и дворянский быт 3. Жизнь посадского населения 4. Крестьянский быт.
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVI ВЕКА Расцвет русского зодчества Презентация ученика 7 В класса Курдюкова Артема.
Быт русского народа во второй половине XIX века
Культура России в XIV- XVI вв.. Особенности: возрождение единой русской культуры Появление национальной культуры Появление новых культурных контактов.
Автор проекта: Плетнёва А.А.. План урока: 1. Повторение изученного материала 2. Изучение нового материала 3. Закрепление материала Ход урока: 1. Повторение:
Основные темы Отмена крепостного права и последовавшие вслед за этим положительные сдвиги в экономике вызвали значительный рост населения. Население.
Сословный быт. Обычаи и нравы План: 1.Царский двор. 2.Боярский и дворянский быт. 3.Жизнь посадского населения. 4.Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
Меню А. Васнецов «Мясницкий двор». Меню 3 Тема урока: История России « Сословный быт. Обычаи и нравы»
А. М. Васнецов. «Мясницкие ворота» (Москва 17 век) «…Слава нашей стороне! Слава русской старине!…»
Русская культура в Х – начале Х III в.. Города – центры культуры. О чагами развития культуры на Руси были города, количество которых рос ло с каждым десятилетием.
Меню План урока 1.Новый облик столицы. 2.Крепостное и церковное строительство. 3.Живопись. 4.Просвещение. 5.Литература. 6.Общественная мысль.
Быт и обычаи России I- половины XVIII века Подготовил ученик 7 «А» класса Синдеев Максим.
КУЛЬТУРА РОССИИ В XV в Автор: Куляшова И.П. МОУ-СОШ 3 г. Красноуфимск.
Разработка: Карплюк Татьяны Викторовны, старшего учителя спецшколы 16 г.Симферополя.
Культура русских земель начала XII – первой половины XIII веков.
Транксрипт:

Проектная работа по истории на тему: «Культура, быт и повседневная жизнь разных слоёв населения в различные исторические эпохи МОУ СОШ 10 с УИОП Аверичева Мария Степановна – учитель истории

Содержание 1) Понятие культуры и её деление 2) Культура и быт Древней Руси - Внутреннее убранство дома - Русский народный костюм 3) Культура и быт России 16 века 4) Культура и быт Руси 17 века - Быт замужней женщины 1. Положение в семье 2. Праздники 3. Одежда 5) Культура и быт Руси 18 века - 18 век – век просвещения России 6) Культура и быт Руси 19 века - Художественная культура 19 века 7) Заключение 8) Список используемой литературы

Культура и быт Древней Руси

Европейцы называли Русь «Градарики»- страна городов. Средневековые города были центрами куль- туры. Крупнейшими в Европе были Киев, Новгород, Галич. За крепостными стена- ми развивались ремесла которых нас- читывалось ок.70. Многие товары шли на продажу. Развитие городов Торжок. Гравюра 16 века

План Киева в середине 12 века. Горожане были грамотными людьми,имели более широкий,чем сельчане кругозор.Они ездили в другие страны и принимали купцов.

Въезд в город символизировал его мощь. Как правило на въезде строили Золотые ворота. Образованность горожан помогала им возводить сложные архитектурные сооружения. На стенах, на бересте ученые находят множество надписей. Золотые ворота во Владимире. Реконструкция.

Типичный вид боярских хором. Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья. Хоромы состояли из 6-7 помещений. Архитектура и живопись

В 11 веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал. В 11 веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал. Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами. Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами. Княжеские хоромы в Чернигове. Реконструкция.

Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов. Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов. От того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова. От того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова. В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили. В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили.

Храм Покрова-на-Нерли.. Вершиной древнерусской архитектуры стали сооружения Северо-Восточной Руси. Самым Знаменитым зданием стал Покров на Нерли.

Книгописание Страница летописи. В крупных городах велись свои летописи. Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях иска- жались отдельные события. Летописцы от краткой формы изложения переходят к подробным, зачастую почасовым записям, пытаются дать им оценку. В крупных городах велись свои летописи. Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях иска- жались отдельные события. Летописцы от краткой формы изложения переходят к подробным, зачастую почасовым записям, пытаются дать им оценку.

Миниатюра из рукописной книги. Самым известным поэтическим произведением того времени стало «Слово о полку Игореве» написанное в конце 12 века, посвященное походу Игоря Северского против половецкого хана Кончака в 1185 г. Самым известным поэтическим произведением того времени стало «Слово о полку Игореве» написанное в конце 12 века, посвященное походу Игоря Северского против половецкого хана Кончака в 1185 г.

Культура и быт населения 16 века

Новый облик столицы Л.П.А. Бишбуа. Собор Василия Блаженного. Литография 19 в. Культура всегда чутко реагирует на изменения в жизни страны. Укрепление центральной власти привело к новому оформлению столицы. Появились городовой приказ, Приказ каменных дел отвечавшие за развитие архитектурного облика Москвы. Из Кремля были выведены все усадьбы, он стал административным и культурным центром страны. Здесь появились представительства иностранных государств, и государственные учреждения.

В.Васнецов. Соборы Московского кремля. Архитектура 16 века отличалась разнообразием стилей, особенно в церковном зодчестве. Классические соборы соседствовали с шатровыми. В гг. на Красной площади воздвигнут храм Василия Блаженного, посвященный взятию русскими войсками Казани. Русские мастера Барма и Постник реализовали в нем идею объединения русских земель вокруг Москвы. Архитектура 16 века отличалась разнообразием стилей, особенно в церковном зодчестве. Классические соборы соседствовали с шатровыми. В гг. на Красной площади воздвигнут храм Василия Блаженного, посвященный взятию русскими войсками Казани. Русские мастера Барма и Постник реализовали в нем идею объединения русских земель вокруг Москвы.

Крепостное и церковное строительство Церковь Вознесения в Коломенском. По границам русского государства развернулось крупное крепостное строительство. В Поволжье, в Центральном районе и в Сибири появилось несколько мощных крепостей. В Смоленске под руководством Ф.Коня построили стены длиной 6,5 км с 38 башнями. В Казани Барма и Ширяй возвели грандиозный комплекс Казанского Кремля. Иностранцы считали Псков, Смоленск, Астрахань и Казань неприступными. По границам русского государства развернулось крупное крепостное строительство. В Поволжье, в Центральном районе и в Сибири появилось несколько мощных крепостей. В Смоленске под руководством Ф.Коня построили стены длиной 6,5 км с 38 башнями. В Казани Барма и Ширяй возвели грандиозный комплекс Казанского Кремля. Иностранцы считали Псков, Смоленск, Астрахань и Казань неприступными.

Живопись Русская живопись развивалась в рамках иконописи. Самым известным иконописцем стал Дионисий расписавший часть Успенского собора Московского Кремля. Его работы отличают праздничность и светлая радость. На его иконах святые изображаются в обрамлении жанровых сцен, описывающих эпизоды их жизни. В период правления Грозного в иконы стали включаться исторические сюжеты. Русская живопись развивалась в рамках иконописи. Самым известным иконописцем стал Дионисий расписавший часть Успенского собора Московского Кремля. Его работы отличают праздничность и светлая радость. На его иконах святые изображаются в обрамлении жанровых сцен, описывающих эпизоды их жизни. В период правления Грозного в иконы стали включаться исторические сюжеты. Дионисий. Митрополит Алексий с житием.

Церковь воинствующая. Икона 16 в. В середине 16 в. В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона - картина «Церковь – воинствующая».В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I,Александр Невский, Дмитрий Донской и др. Во главе воинства - архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина. Их встречает богоматерь с младенцем. Икона символизировала победу православия над «неверными басурманами». В середине 16 в. В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона - картина «Церковь – воинствующая».В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I,Александр Невский, Дмитрий Донской и др. Во главе воинства - архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина. Их встречает богоматерь с младенцем. Икона символизировала победу православия над «неверными басурманами».

Просвещение Б.Кустодиев. Школа в Древней Руси. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собрания при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «недуховного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собрания при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «недуховного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников.

«Апостол»-первая русская книга. В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. издается «Часослов» - первая книга для обучения грамоте. И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения». В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. издается «Часослов» - первая книга для обучения грамоте. И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».

Литература В 1 пол.16 в. В окружении митрополита Макария были созданы «Четьи Минеи»-церковная книга, в которой по дням распределялись церковные произведения для чтения на службе. В 16 в. Был написан знаменитый «Домострой», содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию, нормам поведения и т.д.главной идеей книги была идея подчинения главе семьи и царю. В 1 пол.16 в. В окружении митрополита Макария были созданы «Четьи Минеи»-церковная книга, в которой по дням распределялись церковные произведения для чтения на службе. В 16 в. Был написан знаменитый «Домострой», содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию, нормам поведения и т.д.главной идеей книги была идея подчинения главе семьи и царю.

Общественная мысль «Мономахов трон» Ивана Грозного в Успенском соборе. В 16 в. В литературе появляется жанр публицистики. Иван Пересветов в письмах Грозному предложил царю ряд проектов реформ. В переписке Грозного с Иваном Курбским рассматриваются проблемы взаимоотношения государства и общества. Курбский предлагал сословно представительскую монархию, а царь отстаивал идею самодержавной власти. Протопоп Ермолай посвятил трактат крестьянскому вопросу. В 16 в. В литературе появляется жанр публицистики. Иван Пересветов в письмах Грозному предложил царю ряд проектов реформ. В переписке Грозного с Иваном Курбским рассматриваются проблемы взаимоотношения государства и общества. Курбский предлагал сословно представительскую монархию, а царь отстаивал идею самодержавной власти. Протопоп Ермолай посвятил трактат крестьянскому вопросу.

Он доказывал, что богатство государства создается крестьянским трудом, и что только благодаря народу могут существовать другие сословия. В 60-е гг. появляется «Сказание о царстве Казанском». Автор описывает как он в плену принял ислам и возвратившись из плена вновь стал православным, за что царь наделил его землей. В книге содержится большое количество сведений об истории Казани, опирающихся на различные источники. Он доказывал, что богатство государства создается крестьянским трудом, и что только благодаря народу могут существовать другие сословия. В 60-е гг. появляется «Сказание о царстве Казанском». Автор описывает как он в плену принял ислам и возвратившись из плена вновь стал православным, за что царь наделил его землей. В книге содержится большое количество сведений об истории Казани, опирающихся на различные источники. «Колокольня Ивана Великого в Москве.

Быт А. Корзухин. Девичник. Народный быт в 16 в.сохранял прежние черты. Русские люди исповедовали христианство. Самым почитаемым праздником была Пасха посвященная Воскрешению Иисуса Христа. Наряду с церковными сохранились и языческие традиции - на святки народ устраивал игрища и обряды. Люди переодевались и ходили по домам с песнями и плясками. Стоглавый собор попытался запретить эти празднества, но запрет не выполнялся.

К.Лебедев. Народный танец. Люди пытались обобщать свой земледельческий опыт в результате чего возник Земледельческий календарь, составленный в соответствии с местными природными условиями. В городах сказывалось иностранное влияние-появились мужчины без бороды, тюбетейки и др.Церковь повела борьбу с новой модой и приравняла ее к еретическим взглядам. Люди пытались обобщать свой земледельческий опыт в результате чего возник Земледельческий календарь, составленный в соответствии с местными природными условиями. В городах сказывалось иностранное влияние-появились мужчины без бороды, тюбетейки и др.Церковь повела борьбу с новой модой и приравняла ее к еретическим взглядам.

Культура и быт населения 17 века

Домашний быт русских царей В.Шварц. Сцена из жизни русских царей. В 17 в. изменился царский быт.Охрана царя доходила до 2000 человек.Специальные слуги - спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня. Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота. В 17 в. изменился царский быт.Охрана царя доходила до 2000 человек.Специальные слуги - спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня. Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота.

Престольная палата в Теремном дворце московского Кремля. Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции - Коломенское и Измайловское. В помещениях появляются картины,часы,зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей. Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции - Коломенское и Измайловское. В помещениях появляются картины,часы,зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей.

Быт дворян Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений.В центре находилась печь.В окна вставляли слюду,или рыбьи пузыри. Мебель делалась из резного дерева.Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами.Посуда была золотой и серебряной.Стеклянная посуда была редкостью. Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений.В центре находилась печь.В окна вставляли слюду,или рыбьи пузыри. Мебель делалась из резного дерева.Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами.Посуда была золотой и серебряной.Стеклянная посуда была редкостью.

Быт горожан А.Маковский. Гостеприимство. Быт горожан был более скромным.Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки.Основой мебели были столы,лавки,сундуки.Основным украшением считался красный угол с иконами. В 17 в. посадские жители стали возводить кирпичные дома,но такое жильё могли позволить себе лишь зажиточные горожане. Быт горожан был более скромным.Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки.Основой мебели были столы,лавки,сундуки.Основным украшением считался красный угол с иконами. В 17 в. посадские жители стали возводить кирпичные дома,но такое жильё могли позволить себе лишь зажиточные горожане.

Быт и обычаи крестьян Крестьянская изба. Музей деревянного зодчества в Суздале. Крестьянский двор включал избу,хлев,сарай.Избы топились по черному,печи были редкостью. Для освещения применялась лучина.Из мебели были столы и лавки.Спали на печи и лежанках около нее. Крестьянский двор включал избу,хлев,сарай.Избы топились по черному,печи были редкостью. Для освещения применялась лучина.Из мебели были столы и лавки.Спали на печи и лежанках около нее. Посуда была деревянной и глиняной.Основой питания были зерновые культуры - рожь, просо, овес, пшеница, горох. Мясо готовили на большие праздники.На севере и в Центре собирали грибы и ягоды. Посуда была деревянной и глиняной.Основой питания были зерновые культуры - рожь, просо, овес, пшеница, горох. Мясо готовили на большие праздники.На севере и в Центре собирали грибы и ягоды.

А. Корзухин. Девичник. Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15, а девушки с 12 лет.Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Одежда шилась из домотканого холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи. Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15, а девушки с 12 лет.Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Одежда шилась из домотканого холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.

Быт народа 18 века

Жилище Большойдворец в Петергофе. В строительстве зданий резко проявлялись социальные различия - по заказу императоров в Петербурге и окрестностях были возведены роскошные дворцы - Зимний, Большой Екатерининский в Царском Селе, Большой в Петергофе. Появились дворцы фаворитов- Мраморный-Орлова, Таврический-Потемкина. В строительстве зданий резко проявлялись социальные различия - по заказу императоров в Петербурге и окрестностях были возведены роскошные дворцы - Зимний, Большой Екатерининский в Царском Селе, Большой в Петергофе. Появились дворцы фаворитов- Мраморный-Орлова, Таврический-Потемкина.

Галерея дворца в Архангельском. Дворяне стремились во всем подражать правителям и по всей стране появились прекрасные дворянские усадьбы. В то же время дома простых людей оставались деревянными. Из-за быстрого роста городской территории появилась необходимость нумерации домов по улицам. Дворяне стремились во всем подражать правителям и по всей стране появились прекрасные дворянские усадьбы. В то же время дома простых людей оставались деревянными. Из-за быстрого роста городской территории появилась необходимость нумерации домов по улицам.

Одежда Платье императрицы Елизаветы Петровны. В 18 в. среди дворян постепенно распространилась одежда европейского покроя, которую начинают шить непосредственно в России. Модные магазины открывались иностранца- ми оседавшими в стране. Женское платье шьется с де-кольте и корсетом. Мужская одежда состояла из шелковых панталон, кружевных рубашек, бархатных кафтанов. Появляются аксессуары- шляпки,трости,перчатки, трости,часы,парики и т.д. В 18 в. среди дворян постепенно распространилась одежда европейского покроя, которую начинают шить непосредственно в России. Модные магазины открывались иностранца- ми оседавшими в стране. Женское платье шьется с де-кольте и корсетом. Мужская одежда состояла из шелковых панталон, кружевных рубашек, бархатных кафтанов. Появляются аксессуары- шляпки,трости,перчатки, трости,часы,парики и т.д.

Одежда простых крестьян изготавливалась из простых тканей - основу составляла льняная рубаха, поверх которой одевали сарафан, голова женщин покрывалась платком, а по праздникам - кокошником. Крестьянская обувь была представлена лаптями. Украшения изготавливали из дерева, или коры. Одежда простых крестьян изготавливалась из простых тканей - основу составляла льняная рубаха, поверх которой одевали сарафан, голова женщин покрывалась платком, а по праздникам - кокошником. Крестьянская обувь была представлена лаптями. Украшения изготавливали из дерева, или коры.

Питание В питании в 18-м веке произошли изменения - в России начинает распространяться картофель. На смену «раздельному» питанию, приходит «смешанная» система приготовления пищи. В домах аристократов распространяется западная кулинария, благодаря приглашаемым в Россию иностранным поварам. Традиционную русскую пищу, дворяне стали употреблять только в домашней обстановке. В питании в 18-м веке произошли изменения - в России начинает распространяться картофель. На смену «раздельному» питанию, приходит «смешанная» система приготовления пищи. В домах аристократов распространяется западная кулинария, благодаря приглашаемым в Россию иностранным поварам. Традиционную русскую пищу, дворяне стали употреблять только в домашней обстановке. Солонка. Гессенский фарфор. Из коллекции Эрмитажа.

Досуг Х.Г. - Г. Гейслер. Катание с гор. Хромолитография г. До Павла I у крестьян свободного времени не было. Когда оно появлялось-ходили в церковь на ярмарки, зимой -катались на санях,на Ивана Купалу-водили хороводы, прыгали через костры. Горожане могли наблюдать праздники аристократов. Большой популярностью пользовались народные гулянья с фейерверками, балаганами,каруселями.

Г.Сорока.Интерьер.Гостиная Дворяне участвовали в бесконечных балах, посещали театральные постановки.На балах обязательно танцевали,открывала бал сама императрица,или хозяйка дома. Дворяне участвовали в бесконечных балах, посещали театральные постановки.На балах обязательно танцевали,открывала бал сама императрица,или хозяйка дома. Многие дворяне коллекционировали произведения искусств - картины, скульптуры и драгоценности. Многие дворяне коллекционировали произведения искусств - картины, скульптуры и драгоценности.

Быт народа 19 века

Рост населения В конце 19 в.резко возросла численность жителей страны. По переписи 1897 г. она составила 71,7 млн. чел, а с вновь присоединенными территориями 126 млн. чел. 87% населения жило в деревне.В 14 городах число жителей превысило чел, а в Москве и Петербурге – 1 млн. В конце 19 в.резко возросла численность жителей страны. По переписи 1897 г. она составила 71,7 млн. чел, а с вновь присоединенными территориями 126 млн. чел. 87% населения жило в деревне.В 14 городах число жителей превысило чел, а в Москве и Петербурге – 1 млн.

Изменения облика городов Фонарь на Троицком мосту в Петербурге. В городах быстро строились новые здания: вокзалы, рынки, театры, банки и др. Большинство из них были многоэтажными в 5-6 этажей. В центральной части появлялись административные и деловые центры. Вокруг возводились новые усадьбы и бульвары. На окраинах возводились рабочие кварталы по соседству с заводами. В городах быстро строились новые здания: вокзалы, рынки, театры, банки и др. Большинство из них были многоэтажными в 5-6 этажей. В центральной части появлялись административные и деловые центры. Вокруг возводились новые усадьбы и бульвары. На окраинах возводились рабочие кварталы по соседству с заводами.

Крестовские водонапорные башни в Москве. Быстро изменялось коммунальное хозяйство.Улицы мостились булыжником и брусчаткой,а кое-где и асфальтом.На смену газовым фонарям стали приходить электрические. Электричество стало применяться для освещения домов знати. К концу века в 30 городах страны появились водопроводы. Быстро изменялось коммунальное хозяйство.Улицы мостились булыжником и брусчаткой,а кое-где и асфальтом.На смену газовым фонарям стали приходить электрические. Электричество стало применяться для освещения домов знати. К концу века в 30 городах страны появились водопроводы.

Связь и транспорт Почтовая открытка к.19 в. Развитие капитализма способствовало развитию средств связи. В начале 70-х в стране была создана телеграфная сеть охватившая все губернские и уездные города. В 1882 г. телефонные линии появились в Москве, Петербурге, Одессе, Риге и 1-я в мире междугородняя линия Петербург - Гатчина. Вскоре телефон соединил две столицы. Развитие капитализма способствовало развитию средств связи. В начале 70-х в стране была создана телеграфная сеть охватившая все губернские и уездные города. В 1882 г. телефонные линии появились в Москве, Петербурге, Одессе, Риге и 1-я в мире междугородняя линия Петербург - Гатчина. Вскоре телефон соединил две столицы.

Рабочие трамвайного депо в Москве. Быстро развивался городской транспорт. В 1860-х гг. появилась «конка»,на смену ей пришел трамвай. Сначала в Киеве и Москве, затем и в других городах. В конце 19 в. В Москве стали разрабатываться планы строительства метро, но из-за дороговизны проектов, от них пришлось отказаться. Быстро развивался городской транспорт. В 1860-х гг. появилась «конка»,на смену ей пришел трамвай. Сначала в Киеве и Москве, затем и в других городах. В конце 19 в. В Москве стали разрабатываться планы строительства метро, но из-за дороговизны проектов, от них пришлось отказаться.

Быт городских верхов Б.Кустодиев. В московской гостиной. В городах каждое сословие проживало в отдельном районе. Дворяне жили в центрах городов.Их дома напоминали помещичьи усадьбы. К дворянским кварталам примыкали купеческие. Обстановка в домах была однообразна - кровать, умывальник, шкаф, письменный стол,этажерка.Здесь царили патриархальные нравы.Глава семьи был настоящим тираном.

Интеллигенция арендовала квартиры в престижных кварталах. Жители городов перешли на одежду европейского покроя.Мужчины носили сюртук с черными брюками и фетровые шляпы, или котелки. Женщины в 50-х гг. стали носить кринолины,но на смену им пришел костюм с длинной прямой юбкой который был более удобен для повседневной работы. Интеллигенция арендовала квартиры в престижных кварталах. Жители городов перешли на одежду европейского покроя.Мужчины носили сюртук с черными брюками и фетровые шляпы, или котелки. Женщины в 50-х гг. стали носить кринолины,но на смену им пришел костюм с длинной прямой юбкой который был более удобен для повседневной работы. К.Маковский. М.М.Волконская.

Быт городских окраин Б.Кустодиев. Московский трактир. На окраинах селились,мещане,бедные чиновники и др. Они жили в одноэтажных домах.В университетских городах в кварталах примыкавших к университету студенты снимали квартиры. В 80-е г. для студентов была введена форма. В пригородах проживали извозчики и ремесленники. Жизнь здесь начиналась очень рано,что объяснялось видом деятельности жителей. На окраинах селились,мещане,бедные чиновники и др. Они жили в одноэтажных домах.В университетских городах в кварталах примыкавших к университету студенты снимали квартиры. В 80-е г. для студентов была введена форма. В пригородах проживали извозчики и ремесленники. Жизнь здесь начиналась очень рано,что объяснялось видом деятельности жителей.

Торговец галантерейными товарами Рабочие районы жили своей жизнью. Одежда рабочих походила на крестьянскую. Рабочие жили на харчах у хозяина. За приемом пищи следил староста.В этих районах было много торговцев с дешевыми товарами.На праздники они приносили лакомства. В крупных городах были районы где жили нищие. В Москве это была знаменитая Хитровка. Рабочие районы жили своей жизнью. Одежда рабочих походила на крестьянскую. Рабочие жили на харчах у хозяина. За приемом пищи следил староста.В этих районах было много торговцев с дешевыми товарами.На праздники они приносили лакомства. В крупных городах были районы где жили нищие. В Москве это была знаменитая Хитровка.

Изменения в жизни деревни К.Маковский. Отдых в поле. Жизнь в деревне менялась медленно. Крестьяне по- прежнему жили в деревянных избах и носили традиционную одежду.Но контакты с городом меняли жизнь крестьян.Появилась керосиновая лампа, глиняная посуда,шелковая и ситцевая одежда, улучшилось питание.В домах появляются часы, книги, гармонь, комоды, шкафы. Жизнь в деревне менялась медленно. Крестьяне по- прежнему жили в деревянных избах и носили традиционную одежду.Но контакты с городом меняли жизнь крестьян.Появилась керосиновая лампа, глиняная посуда,шелковая и ситцевая одежда, улучшилось питание.В домах появляются часы, книги, гармонь, комоды, шкафы.

Н.Касаткин. Соперницы. (1890 г.) Крестьяне стали следовать моде - парни стали носить атласные рубахи, пиджаки,сапоги и галоши, девушки - шерстяные, или шелковые платья,юбки и кофты. Развлечения оставались прежними - посиделки, гадания, хороводы. Отпевание, свадьбу, крещение отмечали как правило всей деревней. Крестьяне стали следовать моде - парни стали носить атласные рубахи, пиджаки,сапоги и галоши, девушки - шерстяные, или шелковые платья,юбки и кофты. Развлечения оставались прежними - посиделки, гадания, хороводы. Отпевание, свадьбу, крещение отмечали как правило всей деревней.

Заключение Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без Слова о полку Игореве, рублевкой Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без Слова о полку Игореве, рублевкой Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого. многого другого.

Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. Хотя бы взять эпоху петровских реформ, изменившую ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Ещё один яркий пример… Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. Хотя бы взять эпоху петровских реформ, изменившую ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Ещё один яркий пример… В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказались невосполним. В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказались невосполним.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.

Список используемой литературы 1) Бердяев Н. А. «Смысл истории», 1990 год. 2) Забылин М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», Симферополь, 1992 год. 3) Костомаров Н. «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа», Москва, 1993 год. 4) Мягчин А. Н. «Мир русской культуры», Вече, 2000 год. 5) Петров А. Н. «Русская архитектура первой половины XVIII века», Москва, 1954 год. 6) Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. «История Русской архитектуры», Москва, 1984 год. 7) Пушкарева Н. Л. «Женщины Древней Руси», Москва, 1989 год.

Благодарю за внимание!