Древний Восток и античный мир Урок по курсу «Россия и мир» 10 класс Автор презентации – Райзинк Е.В©
Цели урока: 1. Дать сравнительные характеристики присваивающему и производящим хозяйствам 2. Раскрыть сущность и последствия неолитической революции VIII – VII тыс. до н.э. 3. Выявить факторы, определившие места возникновения ранних цивилизаций и причины образования древнейших государств на Востоке 4. Проанализировать особенности полисной системы государств (в Греции и Италии) 5. Охарактеризовать историческую эпоху эллинизма 6. Провести сравнительный анализ взаимоотношения человека и государства в восточных деспотиях и полисах Греко-римского мира.
Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство Неолитическая революция Ирригационное земледелие Монархия Централизованное государство Деспотия Частная собственность Привилегии Полис Демократия эллинизм
Даты: VIII-VII тыс. до н.э. – неолитическая революция V-II тыс. до н.э. – зарождение ранних цивилизаций 753 г. до н.э. основание Рима (согласно легенде)
Около 4 миллионов лет назад от человекообразных обезьян в Африке произошли гоминиды, которые ходили только на двух ногах. Хождение на двух ногах способствовало координации движений рук и глаз и развитию головного мозга. Так возникла человеческая триба Hominini. К ее старейшим представителям, очевидно, относится род Australopithecus. Около 1 млн. лет назад люди овладели мощной силой природы - огнем. Приблизительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называет его "человеком разумным".
Первобытно-общинный строй 3 – 5 млн. лет назад – IV тыс. до н. э. Каменный век Бронзовый век Железный век
1. Начало истории цивилизаций учёные связывают с неолитической революцией. Почему изменения в жизни человечества в этот период характеризуется как «революция»? 2. Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Постройте логическую цепочку (причинно-следственные связи), отразив переход к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций. 3. Почему первые древнейшие цивилизации учёные называют «речными»? 4. Какие причины привели к возникновению государств на Востоке?(дайте определение понятию «государство» и выделите из текста учебника основные признаки государства). 5. Сравните государство на Востоке и античной цивилизации. Какие главные их отличия вы бы отметили? 6. Сопоставьте взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира.
С помощью археологических раскопок было установлено, что первым животным, которое сопровождало человека, была собака, вторым – коза, а третьим домашним животным стала кошка. Какое из указанных животных было приручено для присваивающего хозяйства, а какое – для производящего? Как вы думаете, с чем связано приручение кошки?
Неолитическая революция Присваивающее и производящее хозяйство Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство VIII-VII тыс. до н.э. Основные занятия людей Основные занятия людей Взаимосвязь с природой Взаимосвязь с природой
Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо- Восточной Африке, в долине Нила. Древние Египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означает «Чёрная земля». Какая природная особенность способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?
Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация Цивилизация Востока Античная цивилизация Форма правления Кто является собственником земли? Кто является собственником земли? власть Права и обязанности
ЭЛЛИНИЗМ – ЭТО…
Итак, основные выводы:
Домашнее задание: 1. Используя материал учебника стр.5-12, доказать поступательное развитие человеческого общества за данный исторический период.(Оформление представленного материала тоже будет оцениваться) 2. Групповые учебные проекты: I группа – «Достижения древних цивилизаций Востока»(Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия, Финикия, Китай, Индия) II группа – «Достижения античной цивилизации» (Древняя Греция, Древний Рим) Форма: презентации, буклет 3. Написать синквейн на тему «Древний мир» (оформление приветствуется)
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ