С.Петербург – город-двойник
В «Медном всаднике» Пушкин раскрыл Петербург с «фасада»-открыл его парадный вид из Европы, особенно в высоком одическом строе «Вступления»,показал трагическое противоречие государственной воле преобразователя Петра и незатейливых интересов «маленького человека».
Достоевский перенес действие из «официальной» в «интимную» сферу столицы – в район Аничкова моста и набережной Фонтанки. По верному наблюдению Г.А.Федорова, клодтовские кони и их близнецы – укротители на Аничковом мосту - были «политической эмблемой» царствия Николая 1.
Идея укрощения в скульптурных группах Аничкова моста противостояла идее памятника Петру 1 – того самого, который по словам Пушкина, «уздой железной Россию поднял на дыбы».Архитектурная символика Петербурга составляет реальную основу художественного пространства «Двойника».
Достоевский схватил душу Петербурга, окончательно ощутил двойственность петербургского бытия. Город-мечта превратился в город-призрак, где всё ненастоящее, искусственное. Прозаическое у Достоевского всегда граничит с фантастическим.
Разрыв двух планов у него идет во всех аспектах, он открыл характерные для Петербурга черты – мечтательство и двойничество. Мечтатель всегда живет двойной жизнью. Жизнь грезы и жизнь явь. Двойничество же уже как бы следующая стадия мечтательства, когда жизнь, возникающая в сознании, становится реальностью.
После убийства по старой привычке, обыкновенным путём своих прежних прогулок, он прямо отправился на Сенную. Возле Сенной он долго слушает девушку, поющую под шарманку… Долго слушает. «Любите вы уличное пение? Я люблю, как поют под шарманку в холодный, тёмный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зелёные и больные лица; или, ещё лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают…»
Царственный город Петра – воплощение силы и власти открывается мечтателю из «Белых ночей». Вместо мертвого города перед нами предстает его противоположность.
В декабрьской книжке «Отечественных записок» 1848 года была напечатана его небольшая повесть под заглавием «Белые ночи». Рецензент «Отечественных записок» отнёс повесть к числу лучших литературных произведений года.
Мы знаем великолепный Петербург, воспетый в бессмертных стихах Пушкина. Достоевский произвел переворот в нашем восприятии Петербурга, он вспоминает о дворцах, садах, только для того, чтобы оттенить бедность и страдание «нищего Петербурга».
Летом, в жару, - о холодном, сыром, осеннем вечере, о бледно-зелёных лицах… «или ещё лучше (!!!), когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают…»
Впечатление такое, будто сыграна маленькая-маленькая трагедия, в которой – дыхание трагедии великой, всечеловеческой.
«Я люблю, как поют под шарманку…» «…знаете?..» Какой ребенок таится в человеке? Какого ребенка он убивает в себе? Непостижимое мастерство… «Любите вы уличное пение?.. Я люблю…»
В чём принципиальное различие между пушкинским Петербургом и Петербургом Ф.М.Достоевского? Проект подготовили: Милорадова Анфиса и Барышева Алёна