ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Технология критического мышления 3 Стадии: Вызов- актуализация имеющихся знаний по теме Осмысление - знакомство с новой информацией, идеями или понятиями Рефлексия- осмысление всего того,что изучали на уроке в собственном контексте
Первая стадия Мозговой штурм («корзина» идей….) Правила проведения «мозгового штурма» : - нельзя оценивать какие бы то ни было идеи; - называя идеи, нельзя повторяться; - чем больше список идей, тем лучше; - «разрабатывайте проблему: подходите к ней с разных сторон, расширяйте и углубляйте различные подходы.
Вторая стадия Кластер - «гроздь, пучок». способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. Первый этап работы: ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. (Возникает некий хаос различных данных). Второй этап работы: Предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт…
Схема кластера
Критическое мышление сравнение анализ ситуация логика альтернатива выбор точка зрения
Таблица З-Х-У Знаю Хочу узнать Узнал
Инсерт – прием маркировки текстов V + - ?
Третья стадия Синквейн Существительное Прилагательное Глагол Фраза со смыслом Резюме
Пример синквейна Перестройка Противоречивая Освежающая Ускоряет Совершенствует Реформирует Привела от частных преобразований к смене модели общественного развития. Итог – распад СССР
Пример синквейна Закон Справедливый Суровый Предупрежда ет Защищает Наказывает Необходимое условие существования общества Необходимость
Фишбоун (рыбный скелет) Голова – вопрос темы. Верхние косточки – основные понятия. Нижние косточки – суть понятия. Хвост – ответ на вопрос.
Метод: «Шляпы мышления» белый цвет – нейтральная информация; красный – эмоции, чувства; синий – размышление; зелёный – изобретение; жёлтый – прогноз
Учитель Душевный, открытый Думает, ищет, любит Много идей - мало времени Призвание !
Список литературы: С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175 с. Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272 с. Н.Б. Кирилова. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – 5 с
Выступление на областном семинаре Серяевой Н.А., учителя истории и обществознания СОШ 6 г. Вольска Саратовской области 12 февраля 2009 г.