КРЕСТЬЯНЕ И СЕНЬОРЫ 1..«Три тела государства». 2.«Те, кто трудится». 3. Владеть землей имеют право сеньоры. 4. Крестьянские повинности. 5. Сила сеньора зависимость крестьян. План: Чупров. А. МОУ СШ 3 с. Камень - Рыболов Ханкайского района Приморского края
1.« Три тела государства ». В средние века общество часто сравнивали с человеческим телом. Между ними видели много общего. У них есть свои глаза, руки, язык, голова, уши. Они существуют лишь при условии, что каждый их орган исправно выполняет свои функции. Общество, как и тело человека, целостно, и все в нем уравновешено и друг с другом связано. В обществе выделяли три главные части. Называли их сословиями. Сословия служат всему обществу. Сословие большие группы населения, права и обязанности которых закреплялись в законах и существенно различались. Сословное деление общества – это деление по юридическому признаку. Характерно для периода феодальной ступени развития обществ. Термины!!! Ты молись Ты защищай Ты работай
Если какое - то из них вдруг не сможет решать задачи, которые Бог поставил перед ним, случится ужасное. Рухнет установленный порядок, и общество рассыплется, как построенный на песке дом. Но этого никогда не случится. Одно сословие смиренно просит Бога о милости и прощении грехов, напоминает всем о христианских заповедях и основах веры. Это « те, кто молится », духовенство.
Другое защищает общество от внешних врагов, сражается с оружием в руках, проливает кровь за всех. Это « те, кто воюет », рыцарство. Третье работает не покладая рук, в поте лица своего обеспечивая всех материальными благами. Это « те, кто трудится », крестьянство. Один средневековый мудрец уподобил первых овцам, дающим молоко проповеди и образцы веры, вторых собакам, охраняющим овец от волков, третьих быкам, терпеливо создающим то, что нужно для жизни.
2. « Те, кто трудится ». Представьте тебе, что у вас есть возможность наугад назвать имена десяти европейцев, живших в средние века, и предложить им ответить на вопросы о месте жительства и роде занятий. Утверждают, что в девяти случаях вы получите совершенно одинаковый ответ. Место жительства такое - то деревенское поселение, род занятий землепашец, крестьянин.
Центр жизни средневекового общества находился в деревне. Важнейшей ценностью считалась земля. Она была главной кормилицей. Крестьяне, возделывавшие ; землю, бесспорно, являлись основой общества. Без « тех, кто трудится », оно не смогло бы прожить ни дня. Но крестьянство было основой общества и в другом, менее приятном для него смысле. Оно лежало в основании той пирамиды сословий, которая выстраивалась над ним. Все рыцари, священники, горожане могли горделиво хвастаться своим превосходством перед крестьянством.
Оно было « основой » и потому, что находилось в обществе ниже всех других его частей. Эта приниженность положения закреплялась даже в названиях, которыми награждало общество крестьян. Во Франции, например, их именовали либо вилланами (« мужичьем », « деревенщиной »), либо того хуже сервами (« рабами »).
3. Владеть землей имеют право сеньоры. Земля была важнейшей ценностью не только потому, что она создавала основные богатства для общества. Земля давала нечто большее : почет, уважение, авторитет. Все это доставалось ее собственникам, а не крестьянам. Земля принадлежала сеньорам. Собственность на Землю была их исключительным правом, привилегией. Сеньоры ценили это право очень высоко.
Как правило, земля делилась на две неравные части. Первая оставалась в руках сеньора. Чаще всего это были леса, луга, водоемы. Их он старался не передавать никому. Здесь же находилось и личное хозяйство сеньора, в котором трудились зависимые от него крестьяне. Другую часть земли сеньор делил между крестьянами, которые вели на ней собственное хозяйство. Земельные участки, переданные крестьянам, называли держаниями. Крестьянин не был собственником земли. Он лишь « держал » на определенных условиях землю сеньора.
4. Крестьянские повинности. Повинности крестьян : Главное условие состояло в выполнении крестьянами тех или иных повинностей в пользу сеньора. Сначала преобладала барщина. Крестьянин должен был работать в хозяйстве сеньора, возделывать его землю. Как правило, сложившийся обычай определял, сколько дней в году и какую работу крестьянин обязан выполнять на поле сеньора. Позже на первое место по значению вышел оброк натуральный и денежный. Иногда оброк определялся все тем же обычаем. В некоторых случаях его размер зависел от количества урожая, выращенного крестьянином. БАРЩИНА – плата за аренду земли физическим трудом. Натуральный оброк – плата за аренду земли продуктами, изделиями ремесла. Денежный оброк – плата за аренду деньгами. Другие повинности (печь хлеб, давить виноград на прессе) Формы феодальной ренты
Что давало сеньору право требовать от крестьян выполнения этих повинностей ? Почему крестьяне воспринимали свою работу на сеньора как должное ? ?
5. С ила сеньора зависимость крестьян. Секрет был прост. По разным обстоятельствам крестьяне были вынуждены признать себя несвободными, вступить под покровительство сеньоров. Теряя свободу, крестьяне становились зависимыми от сеньора людьми. Они подчинялись его власти. Именно поэтому крестьяне выполняли повинности в пользу сеньора. Он был не просто собственником земли, которую держали зависимые от него крестьяне. Сеньор обладал властью над ними. Всякий раз, приходя пользоваться господской печью, участвуя в починке моста или выслушивая приговор суда, крестьянин признавал свою зависимость, свою несвободу. Пути потери свободы крестьянами За долги За защиту Насильственно
Вопросы 1. Что такое сословие? 2. Какие сословия выделяли в средневековом обществе современники? 3. Как вы понимаете выражение «держать землю от сеньора»? 4. Какие повинности лежали на зависимых крестьянах? Дайте их подробную характеристику. 5. Все ли повинности были связаны с тем, что крестьяне пользовались землей сеньора? Ответ обоснуйте. 6. Что такое сеньория? Почему неверным является такое ее определение: «Сеньория это земля, находящаяся в собственности сеньора»? 7. Покажите, в чем состояло неполноправие средневекового крестьянства.