Культура Древней Руси Фёдорова И.А. МАОУ «Лицей 36»
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками человека.
Особенности культуры Древней Руси 1)Восточные славяне получили от эпохи первобытности языческую культуру(былины, сказки). 2)Сформировалась в эпоху образования единой древней русской народности. Отразилась культура отдельных племён: поляне, вятичи, новгородцы. 3)Огромное влияние оказало христианство. 4)Несмотря на влияние Византии формировалась самобытная русская культура.
«Феномен русской культуры» 1)Открытость 2)Синтетичность 3)Опора на народные корни. 4)Переплетение христианских и языческих влияний. 5)Монументальность, масштабность
Письменность. Существовала до принятия христианства. 1)Глиняный смоленский сосуд 9 века.(был найден в 1949 г.Надпись «горушна» - прянность 2)Договор князя Олега с Византией (911). 3)Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.
Кирилл и Мефодий. Братья из города Солуни (Салоники), реформаторы славянской азбуки, создатели церковно славянского языка и проповедники христианства. Их отец по имени Лев, «хорошего рода и богатый».
Кирилл и Мефодий на Памятнике «1000-летие России»
Глаголица –древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 в. Кириллица – азбука, названная по имени Кирилла легла в основу русского алфавита.
«Киевские глаголические листки».
Кириллица создана на основе глаголицы. На основе кириллицы создан русский, болгарский, украинский, македонский, сербский алфавиты.
В Болгарии святой царь Борис в 860 г. принял христианство. Болгария становится центром распространения славянской письменности. Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век», относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого ( гг.), сына царя Бориса. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Киевской Руси.
Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв. Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец.
Материал для письма. Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы. Большинство берестяных грамот частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.
Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI- XII столетиях пергамент на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.
Цера - дощечка, покрытая воском и используемая как поверхность для письма. Цера удобна тем, что текст, написанный на воске, можно легко стереть и написать новый.
У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число граффити XIXV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские граффити это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание молитвенные просьбы к Богу или святым. Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи.
Образование Ярослав Мудрый открыл библиотеки, мастерские для переписки книг, школы для мальчиков.
Литература Устное народное творчество: заговоры, заклинания, пословицы, загадки, былины (поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей) Богатыри- Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – народные защитники. Садко- (Богатый гость) герой былин новгородского цикла.
Михаил Врубель. Богатырь
Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)
Микула Селянинович - представитель земледельческого быта.
Илья Репин «Садко» Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость
Летописание «Повесть временных лет». Написана монахом Киевско- Печёрской лавры Нестором – летописцем в 1113 году. Игумен Сильвестр сделал в году новый её свод. Главный вопрос – «Откуда – есть пошла земля Русская».
Литература Илларион – «Слово о законе и благодати» (40-ые г.9 в. «Чтения о Борисе и Глебе». «Хождения Даниила игумена в святые места». Владимир Мономах «Поучение детям». Даниил Заточник «Слово и Моления». Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе».
Владимир Мономах «Поучение детям». «…Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека… …. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего»
(полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова», известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород- северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.
Зернь - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.
Скань вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Чернь- использование различных видов красок для придания металлическим изделиям более привлекательного вида.
Перегородчатая эмаль. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур- эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.
Русь – страна Гардарики.
Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.
Крестово-купольный храм - тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются
Храм Святой Софии в Киеве.
Христос-Вседержитель" (Христос- Пантократор. Мозаичное изображение). Главный купол:
Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в годах.
Одежда: верхняя одежда, плащ.
Ссылки на используемые изображения Памятнике «1000-летие России» _Kirill_i_Mefody.jpg Памятнике «1000-летие России» _Kirill_i_Mefody.jpg jpg jpeg )Илья Репин 12)Илья Репин Садко Sadko.jpg Садко Sadko.jpg 13)Андрей Рябушкин. 13)Андрей Рябушкин
Андрей Рябушкин. Андрей Рябушкин Древний Киев в XI веке. Древний Киев в Х веке. - Картинка Древний Киев в XI веке. Древний Киев в Х веке. - Картинка