Тема: Типы связей и зависимостей в биогеоценозе Тип урока: изучение нового материала, выполнение информационного продуктивного минипроекта. Тип урока:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В природе каждый живой организм живет в окружении множества других представителей. Экологические взаимодействия организмов обычно имеют чрезвычайно сложный.
Advertisements

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Абиотические Абиотические Биотические Биотические Антропогенные Антропогенные.
Биотические взаимоотношения организмов. 9 класс Составила учитель биологии Еналдиева Р.А.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : « БИОТИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ »
В природе существование каждого живого организма зависит не только от факторов неживой природы, но и от обитающих рядом других организмов. Биотические.
Биотические экологические факторы
Презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме: Взаимосвязи животных в природе. Биологические сообщества.
Основные типы экологических взаимодействий. Местообитание Экологические ниши Борьба за существование Пищевые Пространственные Биотические связи.
Основные типы экологических взаимоотношений Презентацию выполнили : Дойчев Дмитрий Басов Артём © МОУ СОШ г.
Типы экологических взаимодействий. Взаимодействия могут быть непосредственными и косвенными. Полезными, вредными или нейтральными.
Цель: Расширить и углубить знания о популяции как форме существования вида. Сформировать знания о составных компонентах биологического сообщества, видах.
Взаимоотношения между организмами. 1.Классификация межвидовых взаимоотношений. 2.Симбиоз и его формы. 3.Антибиоз и его формы. 4.Нейтрализм. 5.Выводы.
Биотические взаимоотношения организмов. Вид взаимодействия (примеры) 1 вид 2 вид Характер отношений.
В какой среде живут самые быстродвигающиеся животные? Почему? Назовите самое крупное животное на Земле. В какой среде оно обитает? Почему? Ученые- ихтиологи,
Тема урока: Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Цель урока: познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением.
Проект Экологическое воспитание учащихся при изучении биотических закономерностей развития экосистем Автор: Гаршина Ольга Викторовна учитель биологии МБУ.
ГБОУ СОШ 1020 Взаимосвязи животных в природе Биология. 7 класс Учитель: Трушина И.А.
Выполнила: ученица 8 класса Колтунова Екатерина. Мутуализм, Комменсализм Нейтрализм Конкуренция, Паразитизм, Хищничество это факторы живой среды, влияющие.
Тема: Биотические факторы среды Задачи: Дать характеристику основным формам биотических межвидовых взаимодействий Глава ХV. Основы экологии. Экосистемы.
Тема: Биотические факторы среды Задачи: Дать характеристику основным формам биотических межвидовых взаимодействий Глава ХV. Основы экологии. Экосистемы.
Транксрипт:

Тема: Типы связей и зависимостей в биогеоценозе Тип урока: изучение нового материала, выполнение информационного продуктивного минипроекта. Тип урока: изучение нового материала, выполнение информационного продуктивного минипроекта.

Цели: рассмотреть типы взаимоотношений между организмами, выявить их значение в природе. рассмотреть типы взаимоотношений между организмами, выявить их значение в природе.

Задачи урока Образовательная: создать условия для формирования знаний о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе Образовательная: создать условия для формирования знаний о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе Развивающая: содействовать развитию творческих умений разрабатывать, оформлять проект, публично выступать, оценивать себя Развивающая: содействовать развитию творческих умений разрабатывать, оформлять проект, публично выступать, оценивать себя Воспитательная: вовлечение учащихся в коллективную личностно-ориентированную деятельность, учиться на опыте собственном и других, стимулирование познавательного интереса Воспитательная: вовлечение учащихся в коллективную личностно-ориентированную деятельность, учиться на опыте собственном и других, стимулирование познавательного интереса

Актуализация опорных знаний Задание. В состав данной экосистемы входят следующие организмы. Из предложенных видов живых организмов составить цепи питания: Задание. В состав данной экосистемы входят следующие организмы. Из предложенных видов живых организмов составить цепи питания: Бактерии, грибы, березы, сосны, злаковые, саранча, бабочки, майские жуки, кроты, лисицы, волки, лягушки, ужи, клещи, полевые ястребы, совы, орлы-змееды, дождевые черви, ласточки. Бактерии, грибы, березы, сосны, злаковые, саранча, бабочки, майские жуки, кроты, лисицы, волки, лягушки, ужи, клещи, полевые ястребы, совы, орлы-змееды, дождевые черви, ласточки. Вариант1 – цепь пастбищная; Вариант1 – цепь пастбищная; Вариант 2 - цепь детритная. Вариант 2 - цепь детритная.

Проектное задание 1 (группа 1) Взаимополезные отношения ( ++ ). Прочитать текст учебника и дополнительную информацию. Ответить на вопросы: Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения симбиоза? Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения симбиоза? Микориза представляет собой симбиоз, в котором может проявляться и паразитизм. Объясните смысл. Микориза представляет собой симбиоз, в котором может проявляться и паразитизм. Объясните смысл. Выполните задания: Выполните задания: Проиллюстрировать взаимополезные отношения примерами. Проиллюстрировать взаимополезные отношения примерами. Составить синквейн «Симбиоз». Составить синквейн «Симбиоз». Создать презентацию проекта о взаимополезных отношениях в программе Power point. Создать презентацию проекта о взаимополезных отношениях в программе Power point.

Проектное задание 2 (группа 2) Полезновредные отношения(+ - ) Прочитать текст учебника и дополнительную информацию. Ответить на вопросы: Прочитать текст учебника и дополнительную информацию. Ответить на вопросы: В чем заключается смысл данного типа взаимоотношений? Как эти явления можно использовать в практической деятельности? В чем заключается смысл данного типа взаимоотношений? Как эти явления можно использовать в практической деятельности? В чем сходство и различие хищничества и паразитизма? В чем сходство и различие хищничества и паразитизма? Выполните задания: Выполните задания: 1. Проиллюстрировать полезновредные отношения примерами. 1. Проиллюстрировать полезновредные отношения примерами. 2. Составить синквейн «Хищничество». 2. Составить синквейн «Хищничество». 3. Создать презентацию проекта о полезновредных отношениях в программе Power point. 3. Создать презентацию проекта о полезновредных отношениях в программе Power point.

Проектное задание 3. (группа 3) Полезнонейтральные отношения ( + 0 ) Прочитайте текст учебника стр.? и дополнительную информацию. Ответить на вопросы: Прочитайте текст учебника стр.? и дополнительную информацию. Ответить на вопросы: 1. Эволюция хищника и жертвы происходит сопряжено. Наблюдается ли это в таких биотических связях, как комменсализм? 1. Эволюция хищника и жертвы происходит сопряжено. Наблюдается ли это в таких биотических связях, как комменсализм? 2. Объясните, какую роль в природе имеют отношения квартирантства и нахлебничества? 2. Объясните, какую роль в природе имеют отношения квартирантства и нахлебничества? Выполните задания: Выполните задания: 1.Проиллюстрировать полезнонейтральные отношения примерами. 1.Проиллюстрировать полезнонейтральные отношения примерами. 2. Составить синквейн «Квартирантство». 2. Составить синквейн «Квартирантство». 3. Создать презентацию проекта о комменсализме в программе Power point. 3. Создать презентацию проекта о комменсализме в программе Power point.

Проектное задание 4 (группа 4) Взаимовредные отношения ( - - ) Прочитайте текст учебника стр.? и дополнительную информацию. Ответить на вопросы: 1.Какой результат конкурентной борьбы? 1.Какой результат конкурентной борьбы? 2.Какими биологическими особенностями видов определяется успех в конкурентной борьбе? 2.Какими биологическими особенностями видов определяется успех в конкурентной борьбе? Выполните задания: 1.Проиллюстрировать взаимовредные отношения примерами. 1.Проиллюстрировать взаимовредные отношения примерами. 2. Составить синквейн «Конкуренция». 2. Составить синквейн «Конкуренция». 3. Создать презентацию проекта о взаимовредных отношениях в программе Power point. 3. Создать презентацию проекта о взаимовредных отношениях в программе Power point.

Хищничество (+ - ) ( синквейн ) 1.межвидовые, полезновредные, пищевые. 1.межвидовые, полезновредные, пищевые. 2. употребляют, питаются, используют, уничтожают, отбирают, выживают. 2. употребляют, питаются, используют, уничтожают, отбирают, выживают. 3. Хищники выполняют в природе роль естественного отбора. 3. Хищники выполняют в природе роль естественного отбора.

Квартирантство (+ 0) (синквейн) 1. межвидовые, полезнонейтральные, односторонние, выгодные, безразличные, положительное. 1. межвидовые, полезнонейтральные, односторонние, выгодные, безразличные, положительное. 2.питаются, получают, квартируют, используют, обитают, размещаются, предоставляют, проявляются. 2.питаются, получают, квартируют, используют, обитают, размещаются, предоставляют, проявляются. 3. Квартирантство – один из видов комменсализма. 3. Квартирантство – один из видов комменсализма.

Конкуренция (- -) (синквейн) 1. взаимовредные, внутривидовые, межвидовая. 1. взаимовредные, внутривидовые, межвидовая. 2. ограничивают, зависят, достается, отражают, существует. 2. ограничивают, зависят, достается, отражают, существует. 3. Конкуренция неблагоприятна для обоих взаимодействующих видов. 3. Конкуренция неблагоприятна для обоих взаимодействующих видов.

Симбиоз (++) синквейн 1. взаимовыгодные, долговременные, кратковременные, сопряженная. 1. взаимовыгодные, долговременные, кратковременные, сопряженная. 2. обеспечивают, зависят, опыляют, питаются, сожительствуют. 2. обеспечивают, зависят, опыляют, питаются, сожительствуют. 3. Симбиоз-сожительство – это форма взаимоотношений, при которой оба партнера извлекают пользу. 3. Симбиоз-сожительство – это форма взаимоотношений, при которой оба партнера извлекают пользу.

Тестовй контроль В-1 1).Какие биотические связи характерны для следующих организмов: 1).Какие биотические связи характерны для следующих организмов: 1. береза-гриб-трутовик; 2. лиса-заяц; 3. волк-лиса В-2 1).Какие биотические связи характерны для следующих организмов: 1).Какие биотические связи характерны для следующих организмов: 1. береза-подберезовик 2. паук-муха; 3. собака-блоха

Тестовый контроль 2).Трофические связи – это 2).Трофические связи – это 1. отношения организмов, обеспечивающие передачу органического вещества и энергии 2. пищевые взаимоотношения 3.отношения организмов, обеспечивающие их водой 4. сеть питания 2). Трофические связи: 2). Трофические связи: 1. лежат в основе сетей питания 2. основаны на переносе энергии 3. обеспечивают обмен веществ между организмами 4. не влияют на численность популяции

Тестовый контроль 3).Мутуализм, как и симбиоз, характеризуется 3).Мутуализм, как и симбиоз, характеризуется 1. совместным существованием видов 2.взаимовыгодными отношениями организмов 3.связями, сложившимися в процессе совместного эволюционного становления видов 4.случайными взаимополезными связями 3).Мутуализм, как и симбиоз: 3).Мутуализм, как и симбиоз: 1. может быть временным 2. характеризуется тесным физическим сожительством организмов 3. взаимовыгодное отношение между организмами 4.характерен для видов, не способных существовать друг без друга

Тестовый контроль 4).Хищничество 4).Хищничество 1.любой способ питания одних организмов другими 2.способ питания, при котором одни организмы ловят и убивают других 3. характерно только для животных 4.характерно только для растений 4). Паразитизм 4). Паразитизм 1. характерен только для животных 2. характерен только для животных и растений 3. приводит к очень быстрой смерти хозяина 4.способ питания, при котором один организм живет за счет питательных веществ другого, не убивая его

Тестовый контроль 5).Способы добычи пищи 5).Способы добычи пищи 1. пастьба 2. комменсализм 3. собирательство 4. мутуализм 4. мутуализм5.хищничество 6. паразитизм 6. паразитизм 5).Конкуренция 5).Конкуренция 1.взаимоневыгодный тип связей между организмами 2.обязательно приводит к гибели одного из взаимодействующих видов 3. возникает, если разные виды живут за счет одного ресурса

Тестовый контроль 6.Определить тип взаимоотношений 6.Определить тип взаимоотношений Орел, стремясь из-под небес стрелою, Грозит голубке слабой смертью злою; Голубка ж, как овца, опять должна, Кормясь, губить ростки и семена. (Э. Дарвин) 1.симбиоз 2. комменсализм 2. комменсализм 3. паразитизм 4. хищничество 4. хищничество 6.Определить тип взаимоотношений 6.Определить тип взаимоотношений Злой овод в теле лошади, быка, Оленя поселяет червяка; Оленя поселяет червяка; Червь роется, грызет под теплой кожей И, выросши, на свет выходит Божий. (Э. Дарвин) 1.симбиоз 2. комменсализм 2. комменсализм 3. паразитизм 4. хищничество 4. хищничество

Работа в группах Задание 2.Прочитайте список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях: симбиотических - (группа1) конкурентных - (группа2) хищнических - (группа3) комменсалитических - (группа4) Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья коровка, комар, лягушка, еж, сосна обыкновенная, гадюка обыкновенная, личинка майского жука, аскарида, аскарида, жук-короед, человек, белка, ворона, дятел. Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья коровка, комар, лягушка, еж, сосна обыкновенная, гадюка обыкновенная, личинка майского жука, аскарида, аскарида, жук-короед, человек, белка, ворона, дятел.