Натюрморт
«Мертвая природа» - дословное значение слова натюрморт прекрасно передает его смысл. Этот жанр живописи предполагает изображение неодушевленных, неживых предметов – фруктов, посуды, охотничьей добычи, цветов, сервированных столов – это отличает натюрморт от портрета, пейзажа.
Зарождение жанра произошло в эпоху Возрождения, Раннего Нового времени. Натюрморт был частью исторической и религиозной тематики. На ранних картинах этого жанра можно увидеть изображения Богоматери, Христа, а цветы лишь обрамляли главную тематическую линию. Яркий представитель – Рогир ван дер Вейден. Наиболее вероятный автопортрет Рогира ван дер Вейдена
XVI век. Стали популярны портреты с дополнением в виде черепа. Ранним применением натюрморта было украшение шкафов, стен, маскировка ниш в стенах. В это время творил Ян Госсарт. Автопортрет Яна Госсарта
Самостоятельным, самобытным жанром натюрморт стал в XVII столетии – во время развития и кульминации барокко. Родина – Голландия, Фландрия. Чаще всего темой картины становились быстротечность жизни, религия. Обычным предметам придавали аллегорическое, символичное значение. Известна живопись в стиле ванитас – направление натюрморта. Возник в эпоху барокко. Центр сюжета – череп.
Изображение «мертвой природы» от голландских творцов стало культурным феноменом. Нидерландские живописцы создали целый мир предметов на картине. Сюжеты с цветами, яствами стали называть «застывшей жизнью».
Причинами развития жанра именно в Голландии стали: бурное развитие научных знаний, успешные путешествия – в заморских странах мореплаватели увидели множество экзотических фруктов, утвари, предметов быта. Изображения на картинах были барочной альтернативой современному фото. Натюрморты стали модным украшением интерьера.
Цветы стали центральной темой работ Бальтазара ван дер Аста, Амбросиуса Босхарта Старшего, Яна Давидса де Хема. Первая половина XVII века – период развития цветоводства и садоводства. Букеты цветов, изображенные на холсте, практически превратили цветочный натюрморт в отдельное направление живописи.
Наиболее необычным считается жанр «ученого» натюрморта. Впервые появился в Лейдене. Для него характерны зрительные иллюзии, доминирование религиозной, порой – мистической, символики. Стиль развивали Питер Стенвейк, Давид Байли. Пример «ученого» натюрморта
XVIII век – популярность «мертвой природы» приходит в Россию. Ранние творения изображали предметы, окружающие ежедневно, природные дары. Ведущим жанром не стал, его вытеснили портрет и пейзаж. Натюрморт не считался серьезной живописью – на этом жанре учили молодых живописцев. Пример российского натюрморта
ХХ век. Активизация развития жанра в России. Разнообразились темы, стилистические решения. Середина века ознаменовалась подъемом и кульминацией распространения и популярности натюрмортов.
Учебным натюрмортом называют специальную постановку из предметов, используют при обучении художников для улучшения восприятия образа. Учебный натюрморт
Известные русские художники: * Иван Хруцкий, * Евгения Антипова, * Капитолина Румянцева, * Сергей Захаров, * Сергей Осипов, * Борис Шаманов, * Игорь Грабарь.