Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают «не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии»
Реформация (от лат. reformatio преобразование) представляла собой такое же мощное религиозное движение, каким ныне является, к примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики. Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера ( ), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация проведение религиозных преобразований в его духе).
Немецкое Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформа) и социального (возвышение крестьянства) кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую Германию. С творчеством трех художников Грюневальд а (между 1470 и ), Дюрера ( ) и Гольбейна Младшего (1497 или ) связан «золотой век» немецкой живописи. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось в хронологически короткий период и не имело своего логического продолжения.
Альбрехт Дюрер – немецкий живописец и график. Основоположник Возрождения в Германии. В напряженно – экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно – исторических перемен, выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства. Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи, людей из народа. Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик. Теоретик искусства.
Автопортрет. Дюрер
Портрет священника. Дюрер
Ева. Дюрер
Портрет молодого человека, Бернхарта ван Рестена. Дюрер
Лесной пруд. Дюрер
Барабаник и флейтист. Дюрер
Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд и Лукас Кранах Старший ( ). Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок) Гольбейна Младшего, его картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521). Грюневальд, жизнь которого еще мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрождения: чувства для него господствуют над разумом, a субъективность над объективным анализом. Гений художника воплотился в главном произведении «Изенгеймском алтаре» ( ), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. Его творчество, связанное с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма.
Грюневальд (Матис Нитхардт) – немецкий живописец эпохи Возрождения. С 17 в., его называли Грюневальд. Его творчество, связанное с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма. Мистические образы соседствуют с гуманистическими просветленными. Готические традиции выразились в трагических образах, в экспрессии линий, мощных аккордах цвета.
Воскресение Христа. Грюневальд
Мадонна в саду. Грюневальд
Малое распятие. Грюневальд
Осмеяние Христа. Грюневальд
АНГЛИЙСКИЙ Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI начало XVII века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира ( ). Конец XVI века период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превращения страны в мировую державу. Его именуют еще «елизаветинской эпохой». Вырос престиж театра; актеров, ранее презираемых бродячих комедиантов, окружали всеобщим вниманием, они пользовались покровительством меценатов-вельмож. В 1576 году в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х годов таких театров было уже несколько. Труппа Шекспира, получившая в 1589 году статус королевской, сменила не одну сцену, пока наконец в гг. для нее не было построено постоянное помещение, названное Театр «Глобус». Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи.
Босх (ван Акен) – нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Философская насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи и Дюрера. Подготовив своими бытовыми и пейзажными наблюдениями реализм голландской живописи 17 в., он в то же время оказался дальним предтечей модернитско – авангардной поэтики абсурда.
Корабль дураков. Босх
Сад земных наслаждений. Босх
Воз сена. Босх
Рай. Босх
Брейгель – нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи 16 в. Создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания.
Битва поста и масленицы. Брейгель
Игры детей. Брейгель
Крестьянская свадьба. Брейгель
Несение креста. Брейгель
Нидерландские пословицы