Кто и при каких условиях открыл вирусы? В чем заключаются особенности строения вирусов? Каковы особенности жизнедеятельности вирусов? Какие вирусы называют бактериофагами? Каковы пути распространения вирусов? Какие заболевания вызывают вирусы?
питание дыхание выделение Обмен веществ
Тема урока: Цель урока: Изучить особенности обмена веществ и обеспечения клетки энергией.
Поступление веществ в клетку Использование веществ клеткой Выделение конечных продуктов
Обмен веществ Пластический (анаболизм, или ассимиляция) Энергетический (катаболизм, или диссимиляция)
1. Выписать в тетрадь определения понятий (стр. 58): «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН», «ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОМБЕН» 2. В чем заключается связь между энергетическим и пластический обменом? (устно)
глюкоза
1 подготовительный 2 бескислородный 3 кислородный
Этап Где протекает Что происходит Конечные продукты этапа
Этап Где протекает Что происходит Конечные продукты этапа 1. Подгото- вительный ЖКТ, лизосомы Сложные вещества расщепляются до простых: Белки – аминокислоты; Жиры – глицерин, жирные кислоты; Углеводы – глюкоза. Энергия, рассеивающаяся в виде тепла.
Этап Где протекает Что происходит Конечные продукты этапа 2. Бескис- лородный (гликолиз) Цитоплазма клеток. Процесс протекает в несколько стадий, сопровождается выделением энергии. Две молекулы пировиноградной кислоты, две молекулы АТФ, атомы водорода.
Этап Где протекает Что происходит Конечные продукты этапа 3. Кисло- родный (клеточное дыхание). Митохондрии Цикл Кребса – сложные циклические реакции. На кристах митохондрий протека- ют реакции окислительного фосфорилирования. 36 молекул АТФ, CO2, H2O, часть энергии рассеивается в виде тепла.
Запасание энергии в виде АТФ, обеспечивающей все жизненные процессы в клетке.
1. В чем заключается взаимосвязь энергетического и пластического обменов? 2. Какие вещества являются основным источником энергии в клетке? Почему? 3. Как организмы обеспечиваются глюкозой? 4. При каких условиях протекает гликолиз? 5. Что является результатом кислородного расщепления?
1.§13 2. Подготовить сообщения на темы (на выбор): «История открытия фотосинтеза»; «Организмы – фотосинтетики»; «Значение фотосинтеза»; «Хемосинтез».