ЦЕЛИ: - изучить жанровые признаки хокку; - познакомиться с творчеством японских поэтов М.Басё, К.Исса; - развивать эстетический вкус; - воспитывать любовь к прекрасному. Урок литературы, 7 класс
НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЯ. КАЖДОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ – СВОЙ ТЕРМИН. 1) Один из родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных чувств, мыслей, состояний человека. 2) Картина природы, в которой разворачивается действие. 3) Периодическое повторение элементов стихотворной речи, упорядоченность её звукового строя. 4) Темы, общие для всех времён и народов, интересные и актуальные на протяжении веков. 5) Выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи, смысловая мелодия речи. 6) Неявный, потаённый смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста. Ответы: 1 в), 2 е), 3 г), 4 д), 5 а), 6 б) а) интонация б) подтекст в) лирика г) ритм д) вечные е) пейзаж лирика пейзаж ритм вечные темы интонация подтекст
Культура ЗападаКультура Востока ВРЕМЯ «УХОДИТ»ВРЕМЯ «ПРИХОДИТ» ОСВОЕНИЕ ВНЕШНЕГО МИРАОСВОЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ПОТРЕБНОСТЬ В ОЩУЩЕНИИ ГАРМОНИИ МЕЖДУ МИРОМ ПРИРОДЫ И МИРОМ ДУШИ
Взгляд не отвести – Солнце над горной грядой, Родина моя. Мацуо Басё.
«Вишни, вишни цветут!»- И об этих старых деревьях Пели когда-то… «До чего же нелепа Жизнь»,- подумал, остановившись У вишни цветущей. Всем ветрам открыт Аиста ночлег. Ветер, Вишни зацвели.
Разлив на реке. Даже у цапли в воде Коротки ноги. Взмах весла, ветер И брызги холодных волн. Слёзы на щеках. Снова весна. Приходит новая глупость Старой на смену.
Хокку или хайку – жанр традиционной японской лирической поэзии. Основное содержание хокку – пейзажная лирика. Пейзаж соотносится с человеком, его внутренним миром. Природа должна быть определена относительно времени года. Обязательный элемент хокку – киго (сезонное слово). Великие японские мастера хокку: МАЦУО БАСЁ КОБАЯСИ ИССА
Басё – псевдоним, означающий «Банан, банановое дерево», настоящее имя -Киндзаку, ещё одно имя – Дзинситиро. Поэтическое наследие: «Зимние дни» (1684г.) «Весенние дни» (1686г.) «Заглохшее поле» (1689г.) «Мешок угля» (1694)
Исса – псевдоним, означающий «Чашка чая», настоящее имя – Ятаро. Поэтическое наследие – стихотворений. Сборники стихов: «Дневник смерти моего отца» «Моя молодость»
ПОПРОБУЙТЕ ПРИДУМАТЬ ПОСЛЕДНЮЮ СТРОКУ ХОККУ Леса полоса На склоне горы, словно ________________ Над вишней в цвету Спряталась за облака ________________ Крылья бабочек! Разбудите поляну Для _____________ Будь внимательным! Цветы пастушьей сумки __________________ Воробей, не тронь Душистый бутон цветка __________________ Вновь встают с земли Опушённые дождём __________________ Пояс для меча Скромница луна встречи солнца На тебя глядят Шмель уснул внутри Хризантем цветы
Лаконизм. Иносказательность. Композиция: 3 строки, 5 – 7 – 5 = 17 слогов. Отсутствие рифмы. В основе сюжета – пейзаж, соотнесённый с внутренним миром человека. Ударения роли не играют. Звукопись.
Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в малое – и увидите великое… Восточная мудрость. Попробуйте сочинить собственное хокку, посвятив его природе родного края или своим отношениям с друзьями. Выполните самостоятельную работу.